В Е Л И К И Е Ж И З Н И
В скоростях современной жизни, в удивительной слепоте и неведении, человек не заметил, как устремил свое сознание лишь к материальным благам. Нашел ли он в этом счастье? - Сама жизнь показала, что нет. Остались все те же проблемы: болезнь, страх, жестокость и ненависть, безнравственность. И все попытки решить их не приводят к успеху, потому что забыл человек, что есть у него душа, и ей нужны не материальные блага, а нечто другое. А ведь в древности, не такой уж и далекой, как кажется, знал он это и помнил, а потому берег, ибо без души нет и человека.
Есть душа и у каждого народа. Своя, особенная. Видно хорошо знал тайны Жизни тот, кто сказал, что душа народа - это Женщина. К сожалению, мало кто слышал эти слова, и еще меньше тех, кто понимает их истинное значение. Древние религии учили, что жизненные энергии на Землю снизводит человек. Не будет человека на Земле – исчезнет жизнь. Проводят их и мужчины и женщины - только различные (cм. статью). Энергии доброты, любви, терпения, сердечности, сострадания в основном проводит женщина. Хотя присущи они, и мужчине, но полную силу они обретают только при женском участии, так как творчество возможно лишь при взаимном сотрудничестве.
Отсутствие таких энергий приводит человечество к цивилизованному одичанию. Не облагороженные женщиной мужские качества - мужество, сила, смелость, выродились в жестокость, агрессию и равнодушие. Воин-рыцарь, защитник стал захватчиком и насильником. Многовековое угнетение женщины, ее рабское положение в обществе, нарушило равновесие между женскими и мужскими энергиями. И это, как говорит Мудрая Древность, единственная причина всех человеческих бед. Веками мы постепенно и незаметно теряли ничем не заменимые лучшие человеческие качества, столь необходимые нам для нормальной жизни. Нет, они не исчезли,- просто женщина, вследствие того униженного положения, в котором она оказалась, не могла в должной мере проявлять и оживлять все то лучшее и возвышенное, без чего человек страдает тысячелетиями, и будет страдать до тех пор, пока не осознает этой простой Истины.
Женщина любой национальности и народности несет в себе все, что есть в ее народе. Она является собирательницей, выразительницей и дательницей. Но также несет она на себе и тяжесть несовершенств своего народа, страны, нации, общества. Насколько высоко женщина может подняться над тем, что мешает ей понять свое предназначение, настолько она сможет и поднять весь свой народ. Женщины, которые смогли это сделать, были всегда.
Еще древние учения говорят, что во все времена и эпохи один из народов, ведомый Высшими Силами, незримо становился ведущим для всего человечества. Избранность этого народа, заключалась в исключительной духовной силе. Не одно тысячелетие готовится страна и ее народ к особой Космической мисси. Так и России суждено стать ведущей страной в ближайшем будущем, а русской женщине предназначена в этом особая роль.
Говоря «русская женщина» мы имеем в виду не только женщин, проживающих на территории современного государства. Мы говорим о женщинах Русского Мира, рожденного в глубинах древности изначальной Руси. И ни в коем случае, не сравниваем и не умаляем достоинств женщин других народов и наций, но лишь прослеживаем в истории сам феномен - русская женщина, которой удалось сохранить в своем сердце и пронести через века и тысячелетия тайну Знания Жизни. Вспомним некоторые уникальные жизни русских женщин, оставивших в истории человечества яркий и неоспоримый след. Да, в жизни каждой из них было много проблем и трагедий, но более важно то, что было вложено ими в сокровищницу народа и даже всей планеты. Каждая из них стала символом своего времени. И хотя не все из них были русскими по происхождению, тем не менее, смогли стать русскими по духу, так как любили и самоотверженно служили нашей общей Родине и ее народу.
О жизни женщины в языческой Древней Руси мы знаем немногое. Факты говорят о том, что она была свободной и знающей. Русь жила во имя радости и любви. Сама жизнь была священным понятием. От самого раннего возраста детей учили ненавязчиво, постепенно, с любовью и природным тактом, существующим Законам Космоса. Девочку готовили быть женщиной, наполняя ее сознанием истинного предназначения – умения созидать радость жизни, а мальчика - быть мужчиной. И потому знание это не было отвлеченным. К своему совершеннолетию оба знали и умели то, чего и сейчас не знают многие современные мужчины и женщины даже под конец своей жизни. Девочка к своему совершеннолетию умела быть невестой, женой и матерью, имела мудрость строить жизнь в гармонии. Духовная свобода, природная чистота и неповторимая внутренняя красота давали ей возможность стать посредницей между Небом и землей. Потому и люди были добрыми, сердечными, душевными, умели любить беззаветно и преданно, жить в мире и согласии, в радости. Женщина была душой своей семьи и душой своего рода.
Шли века и тысячелетия. Темные силы пытались уничтожить истинные знания и культуру Руси. В годы лихолетий страдала она и горевала и гнулась березкой до самой земли под ударами врагов, но снова и снова поднималась, оживала, всегда оставаясь непобедимой. И мало кто смог понять этот русый (светлый) народ и распознать исток его неведомой силы.
В X в. после гибели князя Игоря на престол взошла его жена – княгиня Ольга, и судьба страны дремучих нехоженых лесов, чистых рек, белых берез и, еще непонятых Европой людей, попадает в женские руки. Пространство словно наполнилось колокольным звоном. Этот удивительный, неслышный звон, отзвучал на сознании славян новой, мощной силой. Русь словно начала просыпаться, и созидать свой Новый День. Она должна была сделать невидимый, предназначенный только ей одной, шаг, и стать на новую ступень своей эволюции.
Летопись рассказывает нам об этой избраннице следующее. Великий князь женился на простой девушке, поразившей его не только своей удивительной красотой, но и природной мудростью. После оплакивания гибели своего мужа, Ольга полностью приняла на себя всю ответственность за дальнейшую судьбу Руси. И, как повествует «Житие»: «…управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли, не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов».
С именем этой удивительной, и еще не совсем разгаданной историей женщины связано возникновение самого древнерусского государства. Это история утверждения народа, как единой нации, это утверждение на Руси единой веры и дальнейшее формирование древнерусской культуры на новом историческом витке. Ольга была дана русскому народу самим Богом. Летописец повествует:
«Блажен еси и преблажен Богом препрославленный граде Пскове, яко всесильный Бог от страны твоея произведе и породи нам такой чудный плод благоцветущий,- блаженную Ольгу. Блажен есмы и мы, сподобившиеся от Бога получити таковый благоплодный царственный зрелый сад, благочестием умноженный, и премудрый и пресладкий добродетельми и добролиственный благоуправлением, имже мы вси яко благосенно лиственным древом покрываемы, от всякого вреда вражия избавляемся душевно и телесно, от него же пресладкого вкуса благоразумия веселимся».
Начало строительства духовного храма России, во времена правления Ольги, дало мощный импульс расцвету духовной силы народа, той силы, которая окажется вовек несломленной. Ольга никогда не навязывала христианства народу. Женское сердце знало – насилием истинной вере никогда не родиться. К сожалению, не понял свою бабку ее Великий внук, хотя и продолжил начатый нею и ее сыном Святославом курс по христианизации Руси.
Жена князя Игоря, мать князя Святослава, бабка князя Владимира, прабабка одного из самых славных князей русских Ярослава Мудрого, княгиня Ольга, по праву занимает исключительное место в русской истории. И надо думать, что Ольга явилась выразительницей лучших черт и качеств, которые несли в себе женщины древней Руси. Она как бы собрала их все в себе и отдала на благо своей земли. Но было и что-то совершенно новое, взращенное в своем сердце, то, что должно было быть впитано последующими веками. Эта женщина на весь мир явила себя ведущей великой страны и великого народа. Сила того энергетического импульса, который был задан ею, хватило на семь столетий. Можно ли это не заметить или назвать случайностью? Немногие из святых жен христианской истории удостоились чести быть причисленными к ликам равноапостольных. Их всего шесть, и среди них - русская княгиня Ольга.
Закон Жизни неумолим и прекрасен – ничто пройденное и уже постигнутое на земле не вечно. Оно не может стоять, но должно двигаться и обновляться, сохраняя основу жизни – Красоту, Гармонию и Любовь. И мы увидим, что русская женщина сумеет сохранить и пронести через века в самой глубине своего сердца эти накопленные и уже ничем неуничтожимые зерна, чтобы затем посеять их в назначенный срок.
В дальнейшие семь долгих и трудных веков для России, женщина становится как бы незаметной для историков. Но так лишь для видимой истории. Знает и помнит Русь скромные имена матерей, благословляющих и направляющих своих знаменитых сыновей-князей, знает и верных жен, к мудрости которых не единожды обращались их мужья, творящие историю своей страны. Но сколько таких светлых женских имен забыто людьми и осталось ведомо лишь одному Богу? Через все свои личные страдания и невзгоды своего народа, они величественно и просто несли надежду, радость и свет.
Кем и чем была женщина на Руси в те далекие времена, мы имеем небольшую возможность судить, благодаря известному автору «Домостроя» - попу Сильвестру: «Жена добра и трудолюбива и молчалива – венец мужу своему». Т.е. муж без своей доброй трудолюбивой и молчаливой жены был как бы не совсем законченным. Но уже другой известный летописец, Катошихин, числил «безъязычие» среди принципиальных недостатков невест: «… и тот жених от той невесты отстать прочь и больше свататься не будет. Хорошая невеста должна быть не только красива, но и разумна речью». Видно была русская женщина не только красавицей и добра душой, но и разумом славна. И похоже на то, что женщина той поры знала себе цену и умела добиваться «своего», если уж существовала такая мораль: «Мудрой жене не перечь – своего не добьешься, а голову потеряешь». А, судя по некоторым историческим фактам, строгость по отношению к женщине соседствовала с определенной свободой. Мудрость ценилась и воспитывалась в женщине самой жизнью и питалась от светлой земли Русской; в значительной мере она была от сердца доброго, знающего и красивого. Слава о русской женщине уходила все дальше за пределы России.
На долгие века осталась в памяти людской юная Роксолана, покорившая чем-то необъяснимым видавшего виды султана. Женщина, рожденная православной Русью, из простого сословия, правила мусульманской страной, и правление ее было успешным – страна процветала по всем направлениям. Перед ее мудростью преклонили головы восточные мудрецы. Не была ли и она хранительницей и сеятельницей тех священных зерен, данных русской женщине от природы?
Несмотря на то, что женщина во времена жестокого средневековья все больше и больше уходила в тень мужчины, она, все же, всегда стремилась к свободе и знанию. И со временем стремление это дало свои ростки. Уже в XVII веке женская образованность начала проявляться, вызывая протиречивые чувства: удивление и восхищение, гордость и недовольство. Но учили грамоте уже и мальчиков и девочек. Существовал печатный букварь, название которого говорит о многом: «Хотящим учиться мужам и женам, отрокам и отроковицам».
Впоследствии Петр I отменил табу на управление страной женщиной, и началась в России новая эпоха. Далее в течение семидесяти пяти лет, за исключением недлительных правлений Петра II и Петра III, правило пять женщин. О двух из них - Елизавете Петровне, дочери Петра I, и Екатерине II, скажем подробнее, так как они оставили особый отпечаток на страницах русской истории, благодаря умению чувствовать веления и требования нового времени.
Обе они пришли к власти путем военного переворота. В таких сложных исторических ситуациях промедление «смерти подобно», и потому проявление решительности и умение не упустить возможность стало их победой. Елизавета правила страной 20 лет. Ни один мужчина до нее не стоял у власти столько времени. Правление ее характеризуется не только относительной длительностью, но и стабильностью, порядком, укреплением и развитием государства. Особенно отличительной чертой ее правления явилось бурное развитие науки и образования - открылся Университет, Академия Художеств; в высшие учебные заведения также допускались дети несостоятельных родителей (Ломоносов и др.) Также наблюдался бурный процесс устремления женщин к образованию и к общественной деятельности. Россия начала свой постепенный расцвет. Благодаря мудрому правлению Елизаветы Петровны она снова начала восходить на новую ступень и занимать достойное место на мировой арене, словно в результате полученного импульса у нее открылось «второе дыхание».
Екатерина Вторая стала почти прямой приемственницей Елизаветы. Екатерина не была русской - она была немецкой принцессой, представительницей обнищавшего, но благородного рода. Уже с первых дней пребывания в России она проявила недюжинную волю и стремление к знаниям. Она стремилась постичь характер и привычки русского народа, его культуру, традиции, историю. В отличие от своего легкомысленного мужа интересовалась политическим и экономическим состоянием страны. Надо понять сколько мудрости, воли, любви к стране должно было быть у этой женщины, чтобы так успешно править в течение 34 лет. Она смело вносила изменения в законы, способствующие укреплению экономики страны, внутренней и внешней политики, образования, обороноспособности и т.д. В Россию приглашались архитекторы, строители, ученые преподаватели высших заведений, люди военных профессий, композиторы и музыканты. Русь обновлялась, приобретала стабильность и силу, а у руля страны стояла женщина, исполненная русским духом.
Немало зерен в духовную сокровищницу нашего народа было внесено и другими, достойными уважения и поклонения, женщинами. Среди мужчин почтенного возраста в России XVIII в. немного нашлось бы более образованнее, чем Екатерина Романовна Дашкова. Верность и самоотверженность этой женщины стали темой для многочисленных литературных произведений. За границей княгиня приобрела славу одной из самых просвещенных женщин Европы. Ее принимали Дидро и Адам Смит, и сам старик Вольтер нашел время побеседовать с ней. В 1783 году, Екатерина Вторая предложила своей верной подруге и помощнице в военном государственном перевороте, Дашковой, возглавить Академию наук. Случай в истории Росси неслыханный! Никогда - ни до, ни после, женщина не занимала такой высокий государственный пост. Свободомыслящая Европа и та не удержалась от изумления. Екатерина Романовна буквально возродила Академию из пепла. Она имела возможность и способность руководить наукой, но отказалась от такого соблазна, чем проявила мудрость и полное отсутствие тщеславия. Дашкова предпочла научно-просветительскую, издательскую и хозяйственную деятельности и преуспела во всех трех. Она принимала самое непосредственное участие в составлении новых программ обучения для гимназии при Академии. Пожалуй, даже самые требовательные педагоги не смогли бы обнаружить изъянов в системе воспитания «по Дашковой».
По ее инициативе, Академия осуществила первое издание сочинений Ломоносова с биографической статьей, выпустила «Словарь Академии Российской» - выдающийся научный труд конца XVIII в., и второе издание «Описания земли Камчатской» профессора естественной истории С.П. Крашенинникова. С легкой руки этой неутомимой женщины, крупнейшие ученые начали читать в Петербурге лекции по математике, минералогии, естественной истории. Именно при Дашковой статус науки поднялся в русском обществе на недосягаемую высоту. Радея об интересах страны Екатерина Романовна раз и навсегда запретила сообщать открытия ученых за границей, «…пока Академия не извлекла из них славу для себя, путем печати, и пока государство не воспользовалось ими». И хотя официальным президентом считался все-таки граф Разумовский, но именно Дашкова вошла в историю как президент – да еще и двух Академий.
Непостижима земными мерками беспредельная тайна души русской женщины. Может ли история назвать страну на данном отрезке времени, где, не смотря ни на какие условия жизни, так ярко, во всей своей красоте, раскрывался бы многосторонний дар женщин? Их творческий потенциал неисчерпаем. И искусство более всего проявляет духовный дар слияния небесного и земного. Конец XVIII в. дал России и первых ласточек в искусстве. К каждому имени этих женщин, прославивших русское искусство, можно поставить приставку - «первая».
Судьба крепостной Параши Ковалевой взволновала всю страну. Ее талант не оставил никого равнодушным. И она стала Жемчуговой. Ее творчество покорило даже самых ярых завистников и недоброжелателей. Такой талант мог проявиться лишь в человеке, чье сердце наполнено любовью, красотой и самоотверженностью. Природный дар актрисы Прасковьи Жемчуговой удивил и восхитил Россию, а ее имя стало легендарным.
Благодаря стараниям Шарля Дидло русский балет вышел на путь новаций и получил европейское признание. Для осуществления своих замыслов ему нужна была балерина, непохожая на прежних танцовщиц. Такой музой, способной вырваться из канонов, довериться неизведанному и осуществить на сцене самые дерзкие идеи, стала Авдотья Ильинична Истомина. С нею в русский театр ворвался свежий ветер перемен. Истомина, не помышляя о том, невольно становилась провозвестницей новой жизни. Уже в первом балете «Ацис и Галатея», в маленькой нимфе, ожила прекрасная человеческая душа, доброе, готовое к самопожертвованию сердце. Пожалуй, здесь и наметилась основная тема, которая тогда волновала русское общество, и которую до последнего дня своей сценической жизни пронесла великая танцовщица – высокая человечность и героизм. Пушкин скажет о ней:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина…
Нельзя не вспомнить и еще об одной прекрасной женщине, имя которой прославило Россию, а творчество оставило светлый, нестираемый временем след,- о Марии Николаевне Ермоловой. Ее дебют превзошел все ожидания. Что-то небывалое по силе и таланту блеснуло на русской сцене. Оглушительный успех сыграл с молодой Ермоловой злую шутку. Перед ней, неопытной, не умевшей еще владеть своим великолепным голосом, побледнели остальные актрисы. Но никакие интриги, никакая зависть уже не смогли остановить этот триумф.
Театр в то время был одной из тех немногих трибун, с которой могли выплеснуться социальные и политические эмоции народа. Мария Николаевна была требовательна к себе, очень серьезно ощущала на себе бремя «национального символа», которое ей было безоговорочно присвоено. К своему таланту она относилась как к незаслуженному дару. Но она отдала ему всю себя, все силы, всю личную жизнь до последней капельки. Ее отличала особая преданность искусству, и потому она никогда не знала неудач. Жизнь этой русской женщины стала подвигом и еще одной неповторимой жемчужиной в становлении русской души.
Некогда Люксембургскую галерею в Париже украшала аллегорическая скульптура «Бессмертие»: молодой гений умирает у ног ангела смерти, в руке которого развернут свиток с перечнем замечательных художников, преждевременно сошедших в могилу. На этом свитке есть и русское имя – Мария Башкирцева. Феномен ее очарования еще долго будет вызывать споры и, по-видимому, так никогда и не будет познан. В судьбе Марии просматривается нечто мистическое, словно какой-то заранее предупрежденный рок сопротивляется проявлению ее таланта.
Как только девушка начинала достигать высоты, ее останавливала сила, неподвластная разуму, будто Мария возносилась туда, где непозволительно пребывать человеческому гению. В восемнадцать лет она начинает глохнуть, в девятнадцать - теряет свой уникальный голос. Но дарования ее были блистательны и разносторонни. В своем знаменитом на весь мир дневнике Мария пишет: «Я хочу от всего отказаться ради живописи. Надо твердо помнить это. И в этом будет вся моя жизнь». И этот отказ был настолько решительным, что Анатоль Франс позже заметит: «Это было одно из тех внезапных превращений, примеры которых мы встречаем лишь в житиях святых».
Русские женщины внесли в мировое искусство неизгладимый временем след. Но также свою самобытность они проявили и в других областях человеческой жизни. Еще долго будет вызывать удивление в мире феномен Софьи Ковалевской, развеявший многовековой миф о неполноценности женского ума и неразделенность мужского властвования в науке. Еще в детстве обнаружилось ее невероятное пристрастие и способность к математике. Много лет спустя Софья Васильевна удивлялась, что, узнавая новую формулу, она не могла отделаться от мысли: все это она уже видела, будто не овладевала ею впервые, а припоминала.
Женщины России, во второй половине XIX столетия, наполнялись стремлением получить высшее образование, стать свободными, активными участницами общественной жизни. Стремление Ковалевской к науке было непреодолимо. На пути ее стояли препятствия, взращенные вековыми предрассудками. Но она была русской женщиной, и ей предстояло стать первой, и потому она должна была прорваться и тем самым проложить путь другим. Софья Васильевна не умела проигрывать, не умела отступать и не могла себе даже представить, что какие-то цели ей могут быть не по силам. Она прорвалась в университет, изумляя преподавателей своими неординарными способностями. Еще совсем молодой она стала сотрудницей выдающегося по тем временам математика Вейерштрассе. Его изумили ее изящные решения, полные красоты и гармонии. В Берлине Софья пишет свои три самые значительные работы, которые дали ей возможность стать первой женщиной-профессором. До Ковалевской задачу о вращении твердого тела пытались решить два математика – академик Эйлер и Лагранж. Насколько значительной считалась эта задача в научном мире, можно было понять из того, что французская академия, уже несколько десятилетий назад учредила премию за ее решение. Жизнь поставила ей жестокое испытание: или победа над решением этой задачи, или первая и единственная любовь в ее жизни. И она выбрала.
Незаурядность русских женщин не мешала им быть простыми, женственными и неповторимо прекрасными. Сказать об этом лучше, чем русский поэт Н. Некрасов, наверное, и невозможно:
Однако же речь о крестьянке
Затеяли мы, чтоб сказать,
Что тип величавой славянки
Возможно и ныне сыскать.
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц.
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц, -
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет - словно солнце осветит!
Посмотрит – рублем подарит»!
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
Я видывал, как она косит:
Что взмах – готова копна!
В игре ее конный не словит,
В беде не сробеет – спасет
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
И еще одна особенность присуща русской женщине - как бы тяжело ни жилось женщине на Руси, но место для песен у нее находилось всегда. В песне она жила: смеялась и плакала, страдала и радовалась. В песне она сплетала мелодию своей души в неповторимые кружева красоты человеческой жизни. Можно ли представить русскую женщину без хоровода? Красота и ритмы русских хороводов наполняли пространство. Хоровод русских женщин, словно могучая невидимая спираль космической вечности, подчинял себе человеческую жизнь и напитывал ее этим ритмом и красотой. Может быть именно в них она и проявляла свое космическое предназначение? Тайна эта за семью печатями, но открыта всему миру.
Можно отметить незаметную, но очень важную черту, характерную для русских женщин – вместимость противоположных черт характера. С одной стороны они всегда стремились к свободе, ломали традиционный образ жизни, проявляя свою непокорность тем условным рамкам, в которые их старательно втискивали из века в век. А с другой - проявляли смирение, покорность и терпеливость в такой необычной красоте, что не было оно унизительным, но вызывало глубокое поклонение и признание.
Подъем духовности на Руси постепенно набирал силу, и вместе с этим набирала силу и ее женская составляющая. Первый женский монастырь был основан еще в раннем средневековье при Ярославе Мудром, а к концу XVIII столетия духовных общин и обителей было уже столько, сколько не было ни в одной стране мира. Они становились центрами духовной жизни страны. Русский народ устал от тягот постоянных междоусобиц, и стремление к духовности стало велением времени. Разными путями приходили женщины в монастыри, но действенное служение Богу и людям становилось их жизнью. Монастыри служили пристанищем всем обездоленным, больным, голодным, они стали народными институтами благослужения и познаний. Женщина искала в них проявления своего предназначения. Веками накопленная любовь, сострадание, чистота и радость исходили на свободу в ее молитве. Словно выпущенная из клетки птица, женская душа с новой силой устремилась к Небу. В обителях, соборах, в красном углу своей избы молилась русская женщина. И молитва ее была такой мощной и искренней, такой светлой и чистой, что Руси суждено было переродиться, и наречься новым именем - Святая Русь. Русь от культа перешла к духовной культуре. Над энергетическим центром русской духовности, возникло видение преображенной язычницы Навны, и она стала символом души русского народа.
Говоря об особенностях русской женщины, непременно нужно сказать о ней и как о матери. У русской матери есть одна особая черта – она способна благословить сына на смерть за Отечество. Она способна отдать своего сына ради жизни других детей, ради лучшей доли своей страны. Этот феномен можно проследить на протяжении всей истории. Мы много знаем о героях освободительных войн и восстаний, но очень мало знаем о тех, кто их воспитал, кто вел своих сыновей к высшему человеческому испытанию.
Характер русской женщины формировался постепенно, словно невидимая любящая отцовская рука вела ее по крутым тернистым тропам на Святую Гору, давая возможность напитываться силой. И она с достоинством проходила одно испытание за другим, приобретая лучшие качества и нанизывая на ожерелье своей души одну жемчужину за другой. В начале XIX столетия женщина уже была готова пройти путем мужества, самоотверженности и полного самоотречения. И яркий тому пример подвиг женщин-декабристок.
Мужчин на каторгу вели под конвоем, а женщины шли добровольно. Несмотря на чинимые государем препятствия, одна за другой вырывались они из тепла, уюта и роскоши, с невыразимой болью расставаясь со своими малолетними детьми и любимыми родителями. Разгром восстания породил холодное эгоистическое время. В связи с этим Герцен писал: «Тон общества менялся наглядно; быстрое нравственное падение служило печальным доказательством, как мало развито было между русскими аристократами чувство личного достоинства. Никто, кроме женщин, не смел показать участия, произнести теплое слово о родных, о друзьях, которым еще вчера жали руки».
Князь Петр Вяземский, друг Пушкина, потом напишет в своем письме Жуковскому и Тургеневу: «Поблагодарим жен, они дают несколько прекраснейших строк нашей истории… Дай боже, хотя бы они искупили гнусность нашего века». Да, женщина стала искупительницей.
Юная Мария Волконская, оставив на попечение родителей своего новорожденного первенца, приняла условие государя: уже никогда его не увидеть, на обмен - разделить каторгу со своим мужем. Оказавшись в тяжелых условиях жизни каторжан и ссыльных, она не дрогнула перед невзгодами и всевозможными унижениями. Лежа на смертном одре, ее отец, Н. Раевский, герой Отечественной войны, генерал, взглядом указал на портрет Марии, висевший у его постели, и сказал: «Самая удивительная женщина, которую я знал». Такими же, удивительно стойкими, были все 11 женщин-декабристок. Ни одна из них, не пожалела о своем поступке. Сибирскую каторгу пережили всего восемь.
Женский героизм отличен от мужского. Мы знаем много ярких примеров такого героизма. Но массовый подвиг женщин, проявленный во время Великой Отечественной войны, человечество увидело впервые. Женщины принимали самое активное участие в боевых действиях. Мы знаем тысячи их имен, и не знаем миллионы. Женщины-зенитчицы, женщины-партизанки, женщины-разведчицы, женщины-подпольщицы, женщины-летчицы, и, конечно же, женщины-медсестры. В тылу, заменяя мужчин у заводского станка, они стояли день и ночь, обеспечивая фронт танками, самолетами, снарядами, одеждой и продуктами. Преодолевая холод и голод, женщины пахали и сеяли, добывали уголь, рубили лес, растили детей. Но самое страшное - они, оставленные в тылу врага, вынесли на себе всю боль унижения и насилия фашистской оккупации.
Да разве об этом расскажешь,
В какие ты годы жила?!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла?!
В то утро простился с тобою,
Твой муж, или брат, или сын,
И ты, со своею судьбою,
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами,
Ты встретила эту войну.
И все – без конца и без счета,
Печали, труды и заботы,
Пришлись на тебя, на одну,
Одной тебе, волей неволей,
А надо повсюду поспеть,
Одной тебе в поле и дома,
Одной тебе плакать и петь.
Также на своих плечах, рядом с теми, кто уцелел и вернулся с фронта домой, она, простая русская женщина, достойно вынесла и все тяготы послевоенного времени. Но даже в самые тяжелые периоды русская женщина всегда оставалась истинной женщиной. Ласковой и нежной, красивой и отзывчивой. Она рожала и воспитывала детей, работала и училась, пела и танцевала, и всегда была первой и лучшей. Она была первой в мире ученой, первой летчицей, первой балериной, первой космонавткой, первой в мире красавицей.
Ведущая роль русской женщины не прекращалась никогда. Две русские, сила и величие духа которых непревзойденны еще никем в мире, носили одно имя, - Елена. Имя это означает - «факел». Противоречивые суждения о них лишь подчеркивают то, что даже спустя более века, большинство людей на Земле в своем сознании не достигло того, чтобы не только оценить, но даже понять жизненный подвиг этих удивительно великих и в тоже время простых женщин.
13 августа 1831 года в городе Екатеринославле (Днепропетровск) родилась наша Великая соотечественница Елена Петровна Блаватская. Со слов самих Гималайский Учителей человечества знаем, что их поиск человека, способного передать людям новую частицу Знания, длился 100 лет. И выбор пал именно на русскую женщину. Именно эта загадочная русская женщина – «женщина-сфинкс», как назвали ее современники, выполняя задание Учителей Шамбалы, расшатала многовековые устои ветхого мышления, зорко охраняемые религией и наукой. Молодая наука только начинала своей разбег, и еще не способна была объяснить человеку многие, уже проявляющиеся, истины. Эту славную мужественную женщину вела по жизни формула: «За истину – против всего мира». Умение давать отпор открыто и говорить правду только в лицо, бороться за истину, не жалея жизни, она пронесла через всю свою многострадальную жизнь. Елена Петровна была истинной дочерью России - бесстрашная, бескорыстная, преданная и самоотверженная, бескомпромиссная, готовая на подвиг ради всего человечества. Ее любовь к последнему была безмерной. Она приняла всю полноту человеческого яда: неистовую злобу, клевету, зависть. И, не смотря на это, все же сострадала всем и каждому, даже врагам, когда они обращались к ней за помощью, она с великой радостью подавала свою руку.
Елена Петровна принесла миру Новую Доктрину и светлую весть об Учителях человечества, открыла заново Жемчужины Мудрости, заботливо оберегаемые Посвященными Мудрецами. Ее Родиной стала вся Земля. Ее сердце вместило в себе все человечество. Именно она стала первой женщиной, оказавшейся у руля всей планеты, потому что первой смогла вместить все качества Ведущей.
Кажется к концу XIX ст. напряжение в пространстве достигло своего апогея. Еще не успела Елена Петровна приступить к созданию основного труда своей жизни, «Тайной Доктрине», а в России по ранним утренним росам уже бегала девочка, которой предстояло принять у нее эстафету Ведущей планеты. 1879 г. в Петербурге родилась еще одна великая душа - посланница Иерархии Света, Елена Ивановна Рерих. Теперь той глыбе старого мира, которую удалось взорвать Блаватской, требовалась ювелирная обработка.
Елене Ивановне первой в истории человечества удалось сознательно изменить и приспособить свой организм для восприятия тонких Космических энергий, и тем проложить путь дальнейшего развития всего человечества. Впоследствии это было названо Огненным опытом или Агни Йогой. Новая жизненная энергия, без которой уже невозможно было существование планеты, была низведена через обычную женщину. Сердце этой русской души смогло пропустить высочайший разряд космического напряжения. По большому счету, пока мало кто из людей знает, что являл собой этот космический опыт, и по-настоящему осознает его величие. Чтобы знать - надо пройти и испытать этот Огонь Жизни на себе. Через Елену Рерих людям было дано светлое Учение Живой Этики. Полноту его человечество сможет постигнуть лишь через века.
Лучшие посланницы Неба были даны человечеству для спасения, в светлых обликах этих двух русских женщин. Они построили для него прочный надежный мост, в Новую Эпоху. Прошло уже более чем полвека, с тех пор как Елена Ивановна, оставила земной план, и как знать, может быть уже давно, по ромашковым лугам и березовым рощам Великой Руси, снова бегает светло-русая девочка, в ожидании своего предназначения - вести корабль Земли дальше к звездным высотам. И пусть никто не сомневается – она, русская женщина, достойно исполнит свою задачу, как и много раз до нее всегда исполняли ее предшественницы. Все лучшие качества ее души станут достоянием каждого человека, она со всеми поделится тем истинным богатством, что терпеливо накапливались Благодетелями людской расы, и слава русской женщины будет продолжаться и умножаться. И когда душа русской женщины станет душой всего человечества, тогда и закончатся его многовековые страдания, а на Земле наступит мир и благоденствие.
Галина Стоянова
P.S. Уважаемый читатель, ваши вопросы и предложения по поводу прочитанного Вы можете прислать на наш e-mail: alatasa@mail.ru - Мы обязательно рассмотрим их и постараемся Вам ответить.
связаться с нами alatasa@mail.ru
2008