Живая Вселенная - главная
Макрокосм - раздел, посвященный вопросам Космогонии, Астрономии и Астрологии Информация о сайте Микрокосм - раздел, посвященный Антропософии (науке о Человеке и его внутренних оккультных силах)
Дхарма - раздел, посвященный основам философии, теории религии и древних духовных Учений, содержащий также и практические советы по применению их в повседневной жизни Хроники - раздел, посвященный Истории нашей планеты и Человечества, населяющего ее

История - статьи, посвященные истории нашей планеты, легенды и сказания Великие Жизни - биографии Великих Духов и видных деятелей науки  и культуры







В Е Л И К И Е   Ж И З Н И


Витрувий. По утерянным следам гения

Марк Витрувий Поллион

Куда бы зашло человечество, подобно слепцу, не имеющему поводыря, руководимое лишь своим невежеством относительно устройства окружающего мира и слепым высокомерием, под безжалостным натиском Эволюции, если бы не имело мудрых благодетелей в лице своих Учителей и их учеников, которые во все времена, побуждаемые высокой мерой сострадания, подобно Прометею, дарили людям огонь Знания и указывали во тьме путь к Свету? Именно, ученики, этих воплощенных Риш и Дэв передавали свое знание от одного поколения к другому в Египте и Греции, ныне утерявшей свой канон пропорций, своим поколениям священнослужителей и ученых. Многие из этих Великих скромных тружеников остались в истории невнимательного и неблагодарного человечества выцветающими от времени тенями или обросшими баснями и кривотолками карикатурами. Однако же, не смотря на все это, их наследие продолжает жить и приносить пользу людям, подобно фениксу возвращаясь к жизни вновь и вновь сквозь бесконечную череду веков. Эти идейные Направители человечества являлись и являются источником новых направлений течения мысли и новых взглядов на окружающий нас мир. Они есть именно та сила, которая формирует ход эволюции.

В данной статье речь пойдет о красоте и гармонии Космоса, выраженной в искусстве и архитектуре античной древности, ее секретах и вдохновленных музами служителях. И если мы хотим ознакомиться с этим, истинно, божественным искусством и понять глубокое эзотерическое значение, скрытое в каждом правиле и законе пропорций, то нам необходимо обратиться к трудам Витрувия, века Августа, об архитектуре, в которых все правила пропорций являются теми, которые в древности преподавались при Посвящении.

Благодаря божественному совершенству этих архитектурных пропорций, древние смогли воздвигнуть памятники искусства, рассматриваемые, как чудеса, всеми последующими поколениями, свои Храмы, Пирамиды, Пещерные Святилища, Кромлехи, Надгробные Камни, Престолы, доказывающие, что они обладали знанием механики, по сравнению с которым современное искусство является детскою игрою и, говоря об этих работах, наше искусство называет их «работами сто-ручных великанов».

Возможно, современные архитекторы и не совсем пренебрегли этими правилами, но они достаточно добавили эмпирических новшеств, чтобы уничтожить точные пропорции. Витрувий передал последующим поколениям правила построения греческих Храмов, воздвигнутых бессмертным Богам, и его десять книг по Архитектуре, бывшего одним из Посвященных, могут быть изучаемы лишь эзотерически. Друидические Круги, Дольмены, Храмы Индии, Египта и Греции, Башни и 127 городов Европы, за которыми Французский Институт признал «Циклопическое Происхождение», все являются трудами посвященных Священнослужителей-Архитекторов, потомков тех, первоначально наученных «Сынами Бога», и справедливо названных «Строителями». Вот, что говорят о них современныеисследователи:


«Они не употребляли ни извести, ни цемента, ни стали, ни железа, чтобы разрезать камни, и все же, они были так искусно обработаны, что во многих местах соединения едва уловимы, хотя многие из камней, как например, в Перу имеют 11,5 м в длину, 5,5 м в ширину и толщиной почти 2 м, а в стенах крепости Куско имеются камни еще большего размера».


Что мы знаем об этом певце Красоты? Очень немногое, в основном то, что мы можем найти в его собственных книгах или редких упоминаниях ближайших современников - Фронтина, Фавентина, Плиния Старшего. Марк Витрувий Поллион (Marcus Vitruvius Pollio), римский архитектор и инженер 2-й половины I в. до нашей эры, механик, учёный-энциклопедист. Точные годы его жизни не известны. Родился он в Кампани как свободный римский гражданин в семье архитектора и получил благодаря заботам родителей, готовивших его к занятию зодчеством, всестороннее образование. Так как архитектура в то время включала в себя построение как зданий, так и других сооружений, то Витрувий принимал участие и в построении военных машин во время гражданской войны при Юлии Цезаре, потом он самостоятельно разрабатывал осадные орудия. Нельзя сказать, что Витрувий был знаменитым и почитаемым архитектором античности. Из построенных им зданий можно отметить базилику в Фано, которую он приводил в своих произведениях в качестве примера; он также принимал участие в разработке конструкции римского акведука. Сам он отмечал, что не добился большого признания на архитектурном поприще, поскольку не обладал алчностью и наглостью, свойственной – по его мнению – более успешным его коллегам. Большую часть жизни Витрувий проработал гражданским инженером, а в конце жизни, добившись пенсии, принялся за сочинение, которое и стало главным достижением его жизни. Труд «Десять книг об архитектуре» стал его бесценным вкладом в архитектурное дело.

Трактат «Десять книг об архитектуре» (Dearchitecturalibridecem) является единственной сохранившейся античной работой об архитектуре и — по свидетельству самого Витрувия — единственной на тот момент книгой об архитектуре на латыни. Книга была написана в 13 г. до н. э. и посвящена императору Августу как знак благодарности за оказанную им помощь. Автор обобщил весь опыт греческого и римского зодчества, рассмотрел комплекс сопутствующих градостроительных, инженерно-технических вопросов, практических правил строительного искусства и принципов художественного восприятия. В результате трактат явился энциклопедией технических знаний своего времени.

Хотя трактат Витрувия имел практическую ценность для современников и многократно переписывался, все-таки он не считался особо ценным и нашёл очень небольшой отклик среди современников. Также он был известен и в Средние века (существует более 80 средневековых манускриптов с текстом трактата на различных языках - самый старый датируется 996 годом и находится в Британском музее). К нему обращались за некоторыми техническими подробностями, необходимыми для строительства и сооружения некоторых механизмов, но основы эстетики архитектуры, описанные Витрувием, не пользовались особой популярностью.

Всё изменилось во времена Возрождения, когда у правящей элиты появилось время и деньги для того, чтобы окружить себя прекрасными произведениями искусства, создаваемых по канонам красоты, которые были известны в античности. И единственным сохранившимся произведением, ёмко и многосторонне описывающим эти каноны, как раз и был трактат Витрувия. Его ордерная система легла в основу новой эстетики, разрабатываемой архитекторами и художниками Ренессанса, и оказывала влияние на всю архитектуру на многие века вперед. «Десять книг по архитектуре», фактически, сопутствовали и способствовали развитию эпохи итальянского Возрождения. В 1486—1492 гг. гуманист Поджо Браччолини осуществил первое печатное издание трактата в Италии. Трактат Витрувия изучался архитекторами, начиная с XV и вплоть до XIX века. В 1547 году в Париже издаётся французский перевод трактата, а в 1792—1797 г.г. В. Баженовым и Ф. Каржавиным был осуществлён первый перевод трактата на русский язык.

Марк Витрувий также является автором эргономической системы пропорционирования, получившей широкую мировую популярность и распространение в изобразительном искусстве и архитектуре, благодаря рисунку под названием «витрувианский человек», сделанному Леонардо Да Винчи в 1490-1492 годах, в качестве иллюстрации для книги, посвященной его трудам. Этот рисунок сопровождается пояснительными надписями, в одном из журналов художника. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат.

Эти рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями. При исследовании рисунка можно заметить, что комбинация рук и ног в действительности составляет четыре различных позы. Поза с разведенными в стороны руками и не разведенными ногами, вписывается в квадрат («Квадрат Древних»). С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны руками и ногами, вписывается в круг. И, хотя, при смене поз, кажется, что центр фигуры движется, на самом деле, пуп фигуры, который является настоящим её центром, всегда остается неподвижным.

В сопроводительных записях Леонардо да Винчи указал, что рисунок был создан для изучения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия. «Vetruvioarchitettomettenelle sue opera d'architetturache le misuredell'omo…» (Архитектор Ветрувий заложил в своей архитектуре измерения человека...) Далее идет описание соотношений между различными частями человеческого тела:


«Природа распорядилась в строении человеческого тела следующими пропорциями: длина четырёх пальцев равна длине ладони, четыре ладони равны стопе, шесть ладоней составляют один локоть, четыре локтя - рост человека. Четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека. Если вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14 человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средние пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела, равноудаленной от всех конечностей, будет ваш пупок. Пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник. Длина вытянутых рук будет равна росту. Расстояние от корней волос до кончика подбородка равно одной десятой человеческого роста. Расстояние от верхней части груди до макушки составляет 1/6 роста. Расстояние же от верхней части груди до корней волос - 1/7. Расстояние от сосков до макушки составляет ровно четверть роста. Наибольшая ширина плеч - восьмая часть роста. Расстояние от локтя до кончиков пальцев - 1/5 роста, от локтя до подмышечной ямки - 1/8. Длина всей руки - это 1/10 роста. Начало гениталий находится как раз посредине тела. Стопа - 1/7 часть роста. Расстояние от мыска ноги до коленной чашечки равно четверти роста, а расстояние от коленной чашечки до начала гениталий также равно четверти роста. Расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица».


В основе взглядов Витрувия лежало представление об универсальном объективном значении числовых закономерностей и пропорциональных отношений в строении Вселенной и человека, которыми надлежит руководствоваться и при сооружении зданий, и при построении машин. Витрувий первым из теоретиков архитектуры высказал гипотезу о возникновении архитектуры. Он поставил проблему золотой середины между теорией и практикой, описал основные понятия эстетики, соразмерность здания и человека, впервые в истории исследовал проблему музыкальной акустики помещений.

«Десять книг об архитектуре» – это изложение самых важных принципов, которыми руководствовались основоположники архитектуры и энциклопедической точности обзор всех имевшихся на момент написания знаний и техник. Автор систематизирует разрозненные сведения из несохранившихся многочисленных источников своих современников и предшественников и сводит вместе со своими собственными знаниями, не забывая ссылаться на первоисточники, большинство из которых не сохранилось и осталось в истории только благодаря упоминаниям Витрувия. Сегодня этот литературный памятник может показаться утратившим всякую практическую ценность, однако, если посмотреть на практические результаты, которые удалось достичь Римской империи, даже имея столь примитивную технику, то приходится признать, что у древних было нечто, что человечество со временем утратило, слишком полагаясь на машины, а не на свой ум. Практическая мудрость и культура, которой обладали древние зодчие, позволила создать цивилизацию, до сих пор вызывающую удивление и восхищение, как материальными, так и интеллектуальными достижениями.

Именно с наукой использования ума для решения любой проблемы и знакомит эта книга, оставаясь актуальной, несмотря на канувшие в лету века. Эта прагматичная философия выражается в простых принципах и легендах, которые приводит Витрувий, адресуя свою работу не только современникам, но и потомкам.

В этой книге Витрувий приводит первое известное определение машины: «Машина есть сочетание соединённых вместе деревянных частей, обладающее огромными силами для передвижения тяжестей». Он описывает изготовление грузоподъёмных, водоподъёмных и пневматических машин, а также военной техники — осадных и метательных орудий. Считая, что наибольшего успеха в практических действиях можно достичь, лишь сочетая «механическую сноровку» с «теорией и научными знаниями», Витрувий уделил в своём трактате большое внимание теории машин, посвятив ей десятую книгу трактата, озаглавленную «Основы механики». Данная книга — это краткое практическое руководство по прикладной механике, содержащее описание различных механизмов для поднятия тяжестей, практические правила и строительные рецепты. Разъясняя читателю принцип действия этих механизмов, Витрувий обращается к задаче о равновесии рычага, придерживаясь при этом кинематического направления статики. В восьмой главе книги X Витрувий излагает теорию действия рассмотренных им машин, включая основанную на законе равновесия рычага теорию равновесия простых машин.

Стоит отметить, что Витрувий включал в круг обязанностей архитектора не только строительство зданий, но и сооружение механизмов: грузоподъемных машин, осадных и метательных орудий, приборов для измерения времени. Поэтому важным для архитектора он считал не только знание эстетических закономерностей, но и технических основ, а также научных теорий, лежащих в их основе. Например, планирование строительства здания или целого города невозможно без учета физиологии человека и правил гигиены, а также без знаний о климате и природных особенностей места строительства; ориентироваться в строительных материалах невозможно без знаний ботаники, геологии и минералогии; строительство театров невозможно без знания законов музыкальной теории и акустики; и уж совсем невозможно строительство подъемных и метательных механизмов без знания теоретической механики.

В своём трактате Витрувий вывел формулу «Прочность-Польза-Красота» (Firmitas - Utilitas – Venustas), ставшую золотым правилом архитектуры. Гармоничная архитектура здания возможна только с учетом всех трех свойств, то есть при строительстве нужно добиваться и технической совершенности здания, и эстетической, и эргономичности, нельзя компенсировать одно свойство другим, например, если здание будет неудобно в использовании, это не компенсируется его красотой. Эстетическую составляющую архитектуры архитектор делит на шесть категорий:


1) Систематичность – Ordinatio – это общие принципы архитектуры, планирование основ объёма, пропорций и соотношений размеров здания. Описаные Витрувием ионический, дорический, тосканский и коринфский ордеры стали классикой. Для измерения различных частей ордеров он применил условную единицу – модуль, равный нижнему диаметру колонны, с применением модуля легко рассчитать пропорции ордера с использованием простых отношений чисел.
2) Расположение – Dispositio – это проектирование конкретного здания, планирование его формы, организации пространства и отображение этого всего на чертежах: общем плане, фасаде и перспективе.
3) Соразмерность – Eurythmia – приведение всех частей здания к гармоничным пропорциям, то есть обеспечение красивой композиции строения.
4) Симметрия – Symmetria — так как для Витрувия гармония форм была тесно связана с пропорциями человека, он выделил этот антропоморфный критерий отдельно: части здания уподобляются частям тела.
5) Оформление – Decor — категория описывает, насколько форма и конструкция храма соответствует религиозным соображениям, то есть это исторически и логически предопределенная составляющая эстетики.
6) Дистрибуция – Distributio — насколько здания соответствуют их владельцам и предполагаемым функциям, то есть эта категория имеет дело уже не только с красотой, но и с пользой.


Архитектура у Витрувия начинается с личности архитектора. Он "должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, быть знакомым с музыкой, иметь понятие о медицине, знать решения юристов и обладать сведениями в астрономии и в небесных законах". И все эти знания нужны по причине их практической ценности, а не для того только, чтобы уметь вести беседы на любую тему. Впрочем, и последнее бывает полезно, пишет автор, например, когда архитектору приходится общаться с заказчиком. Ценность знаний и мудрости Витрувий иллюстрирует такой историей:


"Когда последователь Сократа, философ Аристипп, выброшенный после кораблекрушения на берег острова Родоса, заметил вычерченные там геометрические фигуры, он, говорят, воскликнул, обращаясь к своим спутникам: «Не отчаивайтесь! Я вижу следы людей». С этими словами он направился в город Родос и вошел прямо в гимнасий, где за свои философические рассуждения был награжден такими дарами, что не только себя самого обеспечил, но и тем, кто был вместе с ним, раздобыл и одежду, и все прочее, необходимое для удовлетворения жизненных потребностей. Когда же его спутники захотели вернуться на родину и спросили его, не желает ли он что-нибудь передать домой, то он поручил им сказать следующее: «Надо снабжать детей таким имуществом и давать им на дорогу то, что может выплыть вместе с ними даже после кораблекрушения".


Витрувий уточняет, что кроме технических знаний еще важнее врожденное качество архитектора.


"Дело в том, что глаз не всегда дает верное впечатление, но очень часто обманывает душу в ее суждениях. Так, например, на декорациях кажутся выпуклыми выступы колонны, выносы мутулов и фигуры статуй, хотя самая картина, без сомнения, совершенно плоская. Подобным же образом, хотя корабельные весла под водою и прямы, однако глазу они кажутся надломленными, и до того места, где их части соприкасаются с поверхностью воды, они представляются, как они и есть, прямыми, но там, где они погружены в воду, они отбрасывают от своих тел текучие образы, всплывающие через прозрачную и редкую от природы среду к самой поверхности воды; и эти движущиеся там образы действуют на глаз так, что весла кажутся надломленными.
Итак, если истинное может казаться ложным и некоторые вещи глазам представляются иными, чем на самом деле, я полагаю, не может быть сомнения, что по природным условиям местности или по необходимости следует делать известные сокращения или добавления, но так, чтобы не оставалось ничего желать в этих зданиях. А это достигается врожденною проницательностью, а не только знаниями".


Основная задача архитектора — строить города. А город начинается с места и это место нужно уметь выбрать правильно, в соответствии с природными условиями:


"Итак, я полагаю, надо снова припомнить старинное правило. А именно: наши предки, принося в жертву, при постройке городов или военных постов, пасшихся в этой местности овец, рассматривали их печень, и если в первый раз она оказывалась синеватой и больной, то приносили в жертву других, для выяснения, страдает ли скот от болезни или от дурного пастбища. И где после повторных наблюдений они удостоверялись, что печень животных здорова и не страдает от воды и пастбища, там они строили укрепления. Если же они находили печень больной, то заключали отсюда, что и для людей будут вредоносны и вода и пища, происходящие из этой местности, и потому уходили оттуда и переселялись в другие области, ища, прежде всего здоровых условий жизни".


Кроме здоровой среды, так же важно и экономика места, которая так же вытекает из природы. Об этом еще одна поучительная история:


"Архитектор Динократ, полагаясь на свои замыслы и мастерство, отправился, в царствование Александра, из Македонии в ставку добиваться царского благоволения. Со своей родины он захватил с собой письма от друзей и близких к высшим начальникам и вельможам, чтобы облегчить себе к ним доступ, и, будучи вежливо ими принят, попросил их как можно, скорее быть представленным Александру. Они ему это обещали, но медлили, дожидаясь удобного случая. Тогда Динократ, подозревая, что над ним издеваются, решил постоять за себя сам. А был он высокого роста, красив лицом и очень статен и виден собою. И вот, рассчитывая на эти природные данные, он разделся на постоялом дворе, натерся маслом, на голову надел тополевый венок, на левое плечо накинул львиную шкуру и, держа в правой руке палицу, явился перед судилище царя, разбиравшего тяжбу.Когда народ обернулся на это невиданное зрелище, взглянул на Динократа и Александр. Восхищенный им, он приказал пропустить его к себе и спросил, кто он такой. «Динократ, — ответил тот, — македонский архитектор, принесший тебе замыслы и проекты, достойные твоей славы. Я составил проект - сделать из горы Афона изваяние в виде мужа, в левой руке которого я изобразил большой укрепленный город, а в правой — чашу, вбирающую воду всех находящихся на горе потоков, чтобы из нее она вытекала в море».
Александр, придя в восторг от этого проекта, тотчас же полюбопытствовал, есть ли в окрестности поля, могущие снабжать этот город хлебом. Когда же он убедился, что это возможно только путем подвоза из-за моря, "Динократ, — сказал он, — я нахожу, что твой проект составлен превосходно и восторгаюсь им, но опасаюсь, как бы не осудили того, кто решился бы устроить на таком месте поселение. Ведь подобно тому, как новорожденный младенец не может ни питаться, ни, постепенно развиваясь, продолжать жить без молока кормилицы, так и город, лишенный полей и их плодов, притекающих в него, не может ни процветать, ни быть густо населенным, без изобилия пищи, ни обеспечить жителей без ее запасов. Поэтому, так же как, я думаю, следует проект одобрить, так, полагаю, места не одобрить; тебя же хочу оставить при себе, чтобы воспользоваться твоими работами».
С той поры Динократ не покидал царя и последовал за ним в Египет. Там Александр, обратив внимание на естественно защищенную гавань, прекрасный рынок, плодородные поля по всему Египту и великие выгоды мощной реки Нила, приказал ему построить город, назвав его по своему имени Александрией".


Особое внимание древние римляне уделяли воде, и поэтому не случайно, что Витрувий специально описывает правила выбора источников:


"Предварительные испытания и проверку источников надо производить так: если источники текут открыто, то, прежде чем проводить из них воду, надо посмотреть и исследовать, каково телосложение у населения, живущего в окрестности данных источников. И если оно обладает телесным здоровьем, хорошим цветом лица, неизуродованными голенями и негноящимися глазами, то источники будут совершенно доброкачественными. Также если будет вырыт новый источник и вода его при ополаскивании ею коринфского или другого сосуда, сделанного из хорошей меди, не оставляет пятен, она будет превосходной. Также если эту воду вскипятить в медном котле, и затем дать ей отстояться и слить ее, и на дне котла не окажется ни песка, ни ила, такая вода тоже будет доброкачественна".


Так же Витрувий описывает и принципы строительства акведуков (водоводы для снабжения городов питьевой водой). Римские акведуки и с современной точки зрения — удивительные сооружения. Это искусственные каналы, прорытые в земле, по которым вода текла в силу естественного уклона, как в реке. Технологически эти сооружения, включавшие в себя мосты для преодоления рек или впадин, либо специальные "сифоны", не устарели и через тысячу лет после падения Римской империи. Точность строительства некоторых из них и сегодня поражает: акведук Пон-дю-Гар имел уклон всего 34 см на километр. На протяжении в 50 километров перепад высот был всего 17 метров.

После падения Рима во время Средних веков искусство строительства акведуков было утеряно и только к XIX веку в Европе смогли возобновить строительство акведуков. В 1936 году в Германии был обнаружен действующий участок акведука Айфель. И через 1500 лет после его постройки вода в нем по качеству удовлетворяла современным нормам питьевой воды.

В 2009 году немецкие ученые откопали на территории современной Иордании и вовсе уникальный акведук, снабжавший водой библейский город Декаполис. Длина водовода превышала 170 км, при этом один из туннелей, пробитый в скальной породе достигал в длину 94 км, а его глубина — 80 метров. На строительство сооружения ушло 120 лет (с 90 по 210 год нашей эры).

Один из секретов римских строителей передает Секст Юлий Фронтин (30 год н.э.—103 год н.э.), ответственный за водоснабжение Рима: "Ни одна другая постройка не требует столько внимания при строительстве, сколько относящаяся к водоснабжению. Поэтому необходимо наблюдать за всеми аспектами таких проектов максимально тщательно, полностью следуя правилам, которые знают все, но следуют которым лишь немногие". Римляне старались использовать для своих нужд источники с минеральной водой. Эта вода быстро образовывала в трубах защитную осадочную пленку, которая защищала воду от контакта со свинцом. Вред от свинца для здоровья был известен и Витрувию:


"Преимущества водопроводов с глиняными трубами следующие. Во-первых, если в ней произойдет какое-нибудь повреждение, его всякий может исправить; затем, вода из этих труб гораздо здоровее воды из свинцовых, так как у свинца тот недостаток, что из него образуются свинцовые белила, считающиеся вредными для человеческого тела. А раз то, что из свинца образуется, вредно, несомненно, что и сам он не здоров".


Посвящая свой трактат Цезарю, Витрувий старается дать ему лишь те сведения, которые могли быть интересны для него. По ссылкам Витрувия на источники в описании осадных сооружений видно, что и при Цезаре живо интересовались военными достижениями Александра и его сподвижников. С другой стороны, Витрувия интересует и история осадных сооружений, ибо у него берутся три момента развития осадной техники: 1) до Александра (Полиид), 2) эпоха Александра (Диад и Харий) и 3) эпоха после Александра, когда военная техника совершенствуется мало и только старается поразить чудовищными размерами осадных машин (Эпимах, Гегетор).

Через устную традицию Витрувий получил большое количество сведений о родосской школе военных мастеров. Он описывает знаменитую осаду Родоса, состязание доведенных до высшего размера осадных сооружений (гелепола Эпимаха) с такого же рода грандиозными контрмерами осажденных родосцев. При этом Витрувий выявляет то положение, которое занимали инженеры в Родосской республике. Он называет родосского архитектора Диогнета, который постоянно работал у родосцев и получал годовое содержание. Этого Диогнета разжаловали было родосцы, когда к ним явился другой архитектор Каллий и демонстрировал модели такого механизма, которым он предполагал захватывать гелеполу при подходе ее к стенам города, поднимать на воздух и переправлять через стену. Однако на практике это не оправдалось, и пришлось обратиться снова к Диогнету, который, выручив город, был восстановлен в прежнем положении.

Витрувий, рассказывая об этом примере, хочет подчеркнуть отличие настоящих архитекторов от различного рода прожектеров, против которых он не раз выступает и которые в эпоху после Александра были не редким явлением.

Из конца Х книги Витрувия видно, что в его глазах Родос, Хиос, Аполлония и Массалия были центрами известных технических сооружений. Хиос, который оставался автономной республикой, считался оазисом самобытной греческой культуры. Во времена Витрувия на Родосе и Хиосе достижения военной техники вмели прочную и продолжительную традицию. Вот почему, демонстрируя осадные сооружения и контрмеры против них; Витрувий приводит и оттуда соответствующие примеры греческих достижений в военном деле.

Другими наиболее близкими центрами греческой культуры являлись в глазах римлян Аполлония и Массалия, куда римляне при Цезаре и позже ездили для того, чтобы усовершенствоваться в научно-технических знаниях. Об известности Аполлонии можно судить по отзывам Цицерона, а также из того, что Октавий там завершал свое образованно. Аполлония была издавна важным источником греческих влияний на Рим. Позднее она стала опорным пунктом Рима в борьбе с Македонией, в военной технике которой были очень сильны эллинистические традиции. Именно через Алоллонию Рим получал все сведения об эллинистической технике осадных сооружений. Поэтому Витрувий не случайно при описании осадных сооружений приводит примеры и из Аполлонии.

В написании своего трактата Витрувий шел своеобразными путями. Будучи военным, он больше всего интересовался военной техникой и уделял ей значительное внимание. Однако с концом военных кампаний, с началом строительства в Риме, при широких планах Цезаря, он не мог не мечтать о гражданской карьере архитектора, к которой готовился еще в молодости. Смерть Цезаря оборвала и намерение Витрувия и широкие строительные планы самого диктатора в Риме. Витрувий продолжал служить при Августе в качестве гражданского инженера, затем пользуясь поддержкой сестры Августа Октавии, добился пенсии и под старость занялся сочинением трактата, который посвятил императору.

Такова проблематика трактата. Создавая свою энциклопедию, Витрувий чувствует себя пионером в этом деле и нисколько не закрывает глаза на те трудности, какие ему приходится преодолевать. Он должен был, прежде всего, собрать и объединить литературу своих предшественников, представляющую собой разрозненные и несистематические отрывки, посвященные отдельным вопросам, затем найти такую форму изложения, чтобы она была понятной всякому, даже неспециалисту; для этого необходимо иметь строгий план, необходимо уметь выражаться кратко и ясно и выработать единую и точную терминологию. Витрувий считает недопустимым присваивать чужое мнение; поэтому добросовестно и подробно перечисляет все свои источники. К сожалению, ни одно из упоминаемых им специальных сочинений до нас не дошло, и поэтому очень трудно установить, как и в какой мере, они им использованы.

Не смотря на свою многостороннюю направленность, тракт Витрувия имел также и конкретные задачи, поставленные перед его автором. Грандиозное строительство, развернувшееся при Августе, должно было подчеркнуть мощь римского владычества; и строительство это должно было развернуться в первую очередь в Риме. Кроме того, Рим должен был вместить огромные массы скопившегося в нем населения, требовавшего "хлеба и зрелищ". Наряду с этим необходим был целый ряд мер по благоустройству города, по проведению водопроводов и дорог, а также по рационализации жилищного строительства, где в это время шла бешеная спекуляция, многоэтажные квартирные дома строились наспех и служили очагами постоянных пожаров (Светоний, "Август", 28- 30). Эта программа требовала, с одной стороны, достаточно высокого уровня практических и теоретических технических знаний, с другой - создания нового, своего, римского архитектурного стиля. Однако Рим не имел своей технической литературы на латинском языке, а сочинения александрийских механиков были доступны только узким специалистам, главным образом приезжим грекам. Точно так же обстояло дело и с архитектурой, которая должна была сыграть ведущую роль в культуре императорского Рима.

Конечно, Рим в эпоху Республики имел и собственные, так сказать, национальные традиции, как в области техники, так и в области планировки жилья и храмов, но стилистически римская архитектура в это время была не более, как вариантом эллинистической. Греческие мастера строили в Риме, а римские - в Греции. Подлинно римская архитектура, отвечавшая грандиозным задачам нового общественного строительства, возникла лишь в императорскую эпоху. Но сочинений по архитектуре, отвечавших задачам нового римского строительства и написанных на латинском языке, не было. И вот Витрувий учел потребность в архитектурном учебнике, который подвел бы итог строительной теории и практике эллинизма и тех успехов, каких достигли римские архитекторы.

Но его трактат по архитектуре отнюдь не только руководство для специалистов. Это сочинение предназначено, скорее, для широкого круга читателей, в том числе и потенциальных заказчиков, поручающих архитекторам постройку зданий. Обращаясь к Августу, он так определяет задачу своего труда:


"Я предпринял написать для тебя это сочинение, так как вижу, что ты возвел и поныне возводишь здания и намерен и впредь заботиться о передаче потомству общественных и частных строений, соответствующих величию твоих деяний. Я составил точные правила, дабы на основании их ты мог самостоятельно судить о качестве как ранее исполненных работ, так и о том, каковы должны быть будущие, ибо в этих книгах я разъяснил все законы архитектуры".


Не менее интересно то, что говорит Витрувий во вступлении к своей книге:


"Когда же я вижу, что наука такой важности бросается на произвол неучей и невежд и таких, кто не имеет никакого понятия не только об архитектуре, но даже и о се практике, я не могу не одобрять тех домохозяев, которые, строя для себя сами и полагаясь и надеясь на свою грамотность, рассуждают так: если приходится доверяться невеждам, то уж гораздо лучше самим, по собственной воле, чем по воле другого истратить известное количество денег.
Итак, никто не принимается у себя дома ни за какое другое мастерство, - ни за сапожное, ни за сукновальное, ни за какое-нибудь еще из более легких, - кроме как за архитектуру, из-за того, что выдающие себя за архитекторов называются так не по действительному знанию этого мастерства, а обманным образом. По этой причине я и задумал написать руководство по архитектуре с тщательным изложением ее правил, полагая, что такое приношение не будет неугодно никому из живущих на свете".


Судьба «Десяти книг…» Витрувия - замечательное явление в истории европейской культуры. Это один из тех редких случаев, когда литературная традиция, более того - отдельная книга, надолго определила характер и направление развития целой области человеческого творчества. Даже в наши дни, при всех огромных усовершенствованиях строительной техники, трактат этот не утратил своего значения, и многие из его положений и принципов продолжают жить в современном зодчестве.

Чтобы объяснить основные черты намеченной характеристики Витрувия, необходимо определить место, занимаемое им в истории античной культуры. А находится оно в одном ряду с такими выдающимися творцами прошлого подобными Фидию и Леонардо Да Винчи. И мы будем бесконечно счастливы, если хотя бы немного способствовали тому, чтобы он, в конце концов, занял его со всем подобающим почетом.

Дмитрий Едимент




P.S. Уважаемый читатель, ваши вопросы и предложения по поводу прочитанного Вы можете прислать на наш e-mail: alatasa@mail.ru - Мы обязательно рассмотрим их и постараемся Вам ответить.



Живая Вселенная - главная
Макрокосм - раздел, посвященный вопросам Космогонии, Астрономии и Астрологии Информация о сайте Микрокосм - раздел, посвященный Антропософии (науке о Человеке и его внутренних оккультных силах)
Дхарма - раздел, посвященный основам философии, теории религии и древних духовных Учений, содержащий также и практические советы по применению их в повседневной жизни Хроники - раздел, посвященный Истории нашей планеты и Человечества, населяющего ее
История - статьи, посвященные истории нашей планеты, легенды и сказания Великие Жизни - биографии Великих Духов и видных деятелей науки  и культуры











связаться с нами alatasa@mail.ru

2008