И С Т О Р И Я
В минуту отдыха у Будды была любимая игра с учениками. Учитель бросал в пространство одно слово, по которому ученики строили целую мысль. Нет более мудрого испытания состояния сознания. Попробуем и мы в нее сыграть: «Срединная империя»...
Когда мы слышим такое сочетание, то обязательно наша мысль обращается к Китаю. Несколько тысяч лет назад родилась она между Великой Степью с севера и дикими джунглями с юга, суровым горным краем на западе и Желтым морем на востоке. Конечно, это самоназвание страны, воспитанной водами Янцзы и Хуанхэ. Но не о ней, сейчас, подумалось, а о совершенно другой территории. О местах более родных и, имеющих значение не для отдельного региона, но для целого континента; возможно даже и Земли. Да, речь пойдет о нашей любимой Родине. И пусть читателя не смущает выбранный ракурс, ибо он вполне правомерен. – Срединная, потому что стоит на перепутье всех евразийских дорог, и звучит на каждый импульс, идущий с разных уголков континента, участвует, так или иначе, в общенародной жизни. А империя, потому что объединяла и объединяет многие народы и регионы в одной большой семье Русского мира, построенной не на унижении и подавлении, а на принципах дружбы и равенства. Много реинкарнаций она уже перенесла, но бала и есть.
Эту тему мы затронули не для самовозвеличивания или противопоставления себя другим - скорее это размышления путника в урочный час; пройдено немало, а впереди еще больше. Пора, стоя у исторической развилки, проанализировать свое прошлое, осознать будущие цели и наметить к ним путь. Возможно, что собственная зрелая часть истории Русской цивилизации не столь продолжительна и известна как оная ее Западной (читай Римской) и Восточных Индийской и Китайской сестер, однако все прошло по этой земле от легендарных времен крушения Атлантиды вплоть до нынешних дней. Все отразилось в памяти людей на самом глубинном уровне: и как спасались Боги-Великаны с тонущего континента, и как вели за собой народы от Геркулесовых столпов в Сердце Азии, где Они основали Белую Страну; вокруг нее, на просторах древней Бхараты зародилась наша Пятая Коренная Раса, новая цивилизация, и потекли волны ее по всему миру, как тепло костра.
Будда, Христос, Пифагор, Платон, Апполоний и много других известных и неизвестных Учителей, подобно Прометею, несли от центральных вершин часть Божественного Огня Мудрости людям, направляя течение мысли и корректируя ход эволюции. Арджуна-Орфей, ученик Кришны, пять тысяч лет назад прошел по материку, учреждая очаги знания. Был он и в наших землях. С тех пор неслись гимны Вед над Русью освящая и охраняя ее.
Две с половиной тысячи лет назад знаком креста легло на славянские просторы еще одно переселение народов: от севера на юг прошли Русы и Готы, а с востока на запад степные кочевники да таежные жители. Так приобщалась Русская земля к мировым событиям. И после, как говорят уже в нашей эре, снова оказалась она на перекрестии токов Западной и Восточной цивилизаций. Явилась местом встречи миров и интересов. Не будем сейчас доказывать, чьи ценности лучше, и чья культура просвещеннее – итак эти прения уже вылились в длительную жестокую войну. Если Культура, то и просвещение должно быть. И если Запад, наследник Египта и Древней Греции, более воспринял внешнюю, практическую часть жизни, создал городской комфорт и насытил нашу жизнь разнообразными вещами, то Восток при всей своей простоте и незатейливости построил свою цивилизацию, полную внутренней красоты и достоинства. И обе эти составляющих прекрасно вмещаются в русском сознании. Недаром орел наш две стороны созерцает, а главную корону как символ вмещения противоположностей имеет одну. Издавна заповедан путь срединный.
Что же касается негативных сторон жизненного уклада, то они есть везде: и рабство, и убийства, и кощунства, хула, предательство. Причиной тому служат человеческое невежество, гордыня и глупость. Нет у зла конкретного адреса. Где гаснут огни духа, там и прорастают его гнилые зерна. Нужны мудрость и мужество, чтобы противостоять тьме, как в себе, так и вовне.
В славянских народах ярко проявилось такое качество русского человека, как терпимость к нравам и обычаям других. Прав был наш великий соотечественник Ф.М. Достоевский, отметивший, что если у французов есть гордость, любовь к изяществу, у испанцев — ревность, у англичан — коммерческая хватка и дотошность, а у немцев — аккуратность, то у русских есть умение понимать и принимать все другие народы. Наши предки великолепно осознавали уникальность образа жизни тех, с кем сталкивались, и потому этническое многообразие России поразительно.
Русские переселенцы в основной своей массе всегда легко устанавливали плодотворные контакты с народами европейской и азиатской частей континента, Сибири и Дальнего Востока. Недаром противодействие миграции русских там было ничтожно. Конфликты, если и возникали на первых порах, например у бурят или якутов, затем быстро улаживались и не имели тяжелых последствий в виде национальной розни. Единственным практическим следствием русского присутствия для сибиряков стал ясак (уплата одного-двух соболей в год), который инородцы понимали как подарок, дань вежливости «белому царю». При огромных пушных ресурсах Сибири дань была ничтожна, в то же время, попав в списки «ясашных» подданных, местный житель получал от центрального правительства твердые гарантии защиты жизни и имущества. Никакой воевода не имел права казнить «ясашного»: при любых преступлениях дело посылалось на рассмотрение в Москву, в которой смертных приговоров аборигенам никогда не утверждали. Известен характерный случай: некий бурятский лама, попытавшийся поднять восстание с целью изгнать всех русских и передать Забайкалье маньчжурам, был отправлен в Москву, где его просто помиловали.
В целом с установлением власти московского царя образ жизни местного населения никак не менялся, потому что никто не пытался его сломать и сделать из аборигенов русских. Скорее наоборот. Так, в якутах русские встретили народ, оседлый быт которого был им близок. Россияне, выучив якутский язык и усвоив местные обычаи и навыки, в большей степени приблизились к якутам, чем последние к ним. Если местные жители хотели соблюдать языческие обряды — к тому не было никаких препятствий. Конечно, христианство им проповедовали, иногда успешно, чаще нет, но результаты этой проповеди интересовали только священников. Остяки, вогулы, тунгусы служили проводниками русских отрядов, охотились, гоняли оленей, шаманили и были вполне уверены в своей судьбе. Поскольку русские не стали переучивать не похожих на них людей, а предпочли найти с местными жителями общий язык, они прочно закрепились в Сибири, где живут и по сей день. Так в очередной раз были подтверждены преимущества уважения к праву других людей жить по-своему.
На таких же принципах строили свою империю, пожаловавшие к нам издалека монголы. С которыми наши люди, бывало враждовали, но у которых и многому научились, так как мировоззренческие ценности степняков оказались нам ближе, чем европейские. Задолго до монголов на той же основе объединяли племена другие кочевники – их дальние родственники гунны.
Таким образом, за считанные десятилетия русский народ освоил колоссальные, хотя и малонаселенные пространства на востоке Евразии, сдерживая при этом агрессию Запада. Включение в Московское царство огромных территорий осуществлялось не за счет истребления присоединяемых народов или насилия над традициями и верой туземцев, а за счет контактов с аборигенами или добровольного перехода народов под руку царя. Колонизация Сибири не была похожа ни на истребление североамериканских индейцев англосаксами, ни на работорговлю в Африке, осуществлявшуюся французскими и португальскими авантюристами, ни на эксплуатацию яванцев голландскими купцами. А ведь в пору этих «деяний» и англосаксы, и французы, и португальцы, и голландцы уже пережили век Просвещения и гордились своей «цивилизованностью».
Исторический опыт показал, что пока за каждым народом сохранялось право быть самим собой, объединенная Евразия успешно сдерживала любой натиск. Ей во главе с Россией традиционно противостояли: на Западе — католическая Европа, на Дальнем Востоке — Китай, на Юге — мусульманский мир. Это вовсе не значит, что нужно с порога отвергать все чужое. Изучать иной опыт можно и должно, но стоит помнить, что это именно чужой опыт. Можно попытаться «войти в круг цивилизованных народов», то есть в чужой суперэтнос, но, к сожалению, ничто не дается даром. Надо осознавать, что ценой интеграции России с Западной Европой в любом случае будет полный отказ от отечественных традиций и последующая ассимиляция.
В отличие от ландшафтов Западной Европы ландшафты Евразии очень разнообразны. А ведь для любого народа крайне важны связи с родной природой, которая определяет систему хозяйства. Жизнь людей приспособлена к своему ландшафту, находиться в котором им удобно. Если же ландшафт радикально изменяется, то радикально меняется и жизнь самих людей. Такое разнообразие благотворно влияло на становление народов. Каждому находилось приемлемое и милое место: русские осваивали речные долины, финно-угорские племена и украинцы — водораздельные пространства, тюрки и монголы — степную полосу, а палеоазиаты — тундру. И при большом разнообразии географических условий для народов Евразии объединение всегда оказывалось гораздо выгоднее разъединения. Дезинтеграция лишала силы, сопротивляемости; разъединиться значило поставить себя в зависимость от соседей, далеко не всегда бескорыстных и милостивых, поэтому политическая культура выработала свое, оригинальное видение путей и целей развития.
Евразийские народы строили общую государственность, исходя из принципа первичности прав каждого народа на определенный образ жизни. На Руси этот принцип воплотился в концепции соборности и соблюдался совершенно неукоснительно. Таким образом обеспечивались и права отдельного человека. Вспомним, например, что после присоединения Поволжья, Урала и Западной Сибири в армии московских царей, наряду с полками иноземного строя, стрельцами, дворянской конницей, появилась и «низовая сила». На кочевников, служивших в армии, почти не расходовали денег, они жили за счет своей добычи и в маневренных войнах были довольно удачливы. С их помощью Алексей Михайлович освободил от Польши Украину и тем самым спас ее от уничтожения.
За исторически обозримый период континент объединялся три раза. Сначала его объединили потомки хуннов тюрки, создавшие каганат, который охватывал земли от Желтого моря до Черного. На смену тюркам пришли из Сибири монголы. Затем, после периода полного распада и дезинтеграции, инициативу взяла на себя Россия: с XV в. русские двигались на восток и вышли к Тихому океану. Новая держава выступила, таким образом, «наследницей» Тюркского каганата и Монгольского улуса.
Необходимо различать историю Древней Киевской Руси (с IX до XIII в., включая историю Новгорода) и историю Московской Руси (с XIII столетия до наших дней). При этом ключевым периодом для понимания отечественной исторической судьбы являются три века: XIII, XIV и XV, — когда русская действительность формировалась как результат наложения двух разных процессов, что придало столь трагическую окраску времени Александра Невского, Дмитрия Донского и Василия Темного. Знали ли современники этих великих государей, что они живут в эпоху смены традиций? Конечно, нет! Распад древнерусской государственности, распри князей, литовские и татарские набеги, необходимость платить ханский «выход» и княжеские пошлины… Казалось, будто тяжелее времени и быть не может. Именно такое бытовое мироощущение эпохи и осталось зафиксированным в литературных источниках XIII в., а затем перекочевало в последующие исторические сочинения.
В не менее знаменательное трехсотлетие (с XIX по XXI вв.) живем и мы с вами. Много внешних форм сменил Русский мир, империй да союзов, но духовно всегда стоял на своем – единение, терпимость, доброжелательность, словно придерживаясь заветов Мудреца, услышанного еще Чингисханом: «Покрывайся платами всех народов, но пей из одной Чаши». Никогда эта империя не была колониальной и захватнической. Всегда служила не разжигателем конфликтов, а их урегулятором. И войны, которые велись, были оборонительными и освободительными. Но, не смотря на это, воевал наш народ всегда крепко, и кто с мечом приходил, тот от него и ложился.
И вот спустя тысячелетия идеи единения и всеобщего Братства по-прежнему живы в душах людей. Не смотря ни на что, открыты сердца навстречу будущему. Обращены улыбки дружбы ко всем, кто ищет ее. Хотя имеются и противники, прельстившиеся перебежчики и купленные предатели. Но что же так боятся Великой Страны? Преимущества общежития налицо, достаточно только бросить спешный взгляд на свою историю. Вместе жить и веселее и практичнее. Однако еще можно слышать, как малые народы сетуют на отсутствие чего-то своего, личного: кто – государственности, кто – независимости… Будто при современной степени глобализации возможно единоличное существование чего-то малого, без того, чтобы оно было частью чего-то большого. Мир как огромный магнит собирает у своих полюсов все составляющие части, независимо от того знают они об этом или нет. Каждый в меру своего понимания работает на себя, а в меру непонимания – на других. Выходит, что, как и тысячи лет назад, Знание является действенной силой.
Но вопреки всяким шатаниям полна героизма жизнь нашего многонационального народа. Переполнена подвигами. И теми, которые у всех на виду, и теми, что менее заметны, но не менее значимы. Подвигами, что совершаются людьми посреди повседневной жизни: при защите слабого, преодолении своих несовершенств, отстаивании Истины, добывании Знания, т.е. всего, что делает человеческую жизнь достойной и приближает наше общее Светлое Будущее.
Дмитрий Едимент
P.S. Уважаемый читатель, ваши вопросы и предложения по поводу прочитанного Вы можете прислать на наш e-mail: alatasa@mail.ru - Мы обязательно рассмотрим их и постараемся Вам ответить.
связаться с нами alatasa@mail.ru
2008