И С Т О Р И Я
В своем диалоге «Государство» (Πολιτεία), написанном в 360 г. до н.э., Платон представляет государство как выражение идеи справедливости и приводит краткий критический анализ видов его устройства. Он размещает их на шкале постепенной деградации, хотя и не утверждает ее неизбежность, скорее это можно считать описанием некоторой тенденции, схожей с разложением строя первобытной демократии. Идеальное «государство будущего», которое пока не существует, в нее не входит. Вот эта шкала типов государства (от наилучшего к худшему):
• Аристократия (ἀριστοκρατία), лучшая из возможных в реальном мире форма правления, - это справедливая власть меньшинства самых лучших по своим способностям граждан, обретающих власть в результате своих заслуг. Аристократия предполагает равенство среди самых развитых членов общества, которые занимаются его управлением.
• В оппозиции к первой стоит Олигархия (ὀλιγαρχία) — менее совершенная власть узкого круга избранных людей: "у власти стоят там богатые, а бедняки не участвуют в правлении". Олигархия основана на фактическом материальном превосходстве богатых над способными и всеми остальными.
• Монархия (μοναρχία) или «единовластие» — форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху. Она может быть наследственной, выборной или наследственно-выборной. В случае несправедливого единоличного правления монархия превращается в тиранию.
• Тирания (τυραννὶς) — несовершенная и несправедливая власть одного человека. Тирания во времена Платона означала тиранию против аристократического меньшинства с молчаливого одобрения демократического большинства. С точки зрения Платона тиран - самый несчастный человек, так как отказывает другим в самостоятельности и разуме, и свой разум вынужден употреблять на подавление разума других.
• Тимократия (τιμοκρατία) — менее совершенная власть привилегированного меньшинства, обладающего высоким имущественным цензом, власть уважаемых граждан, получивших ее не согласно способностям как при аристократии, а согласно способности ее получить. Тимократия и неравенство сменяют аристократию равных по мере того, как личные интересы получают преобладание над общими. По Платону тимократия — это власть честолюбцев, как правило, принадлежащих к классу военных, и является отрицательной формой правления, наряду с олигархией, демократией и тиранией. Она имеет тенденцию перехода в олигархию по мере накопления богатства правящим классом.
• Демократия (δημοκρατία) — еще менее совершенная и несправедливая власть большинства. Во времена Платона демократия выражалась в равноправии всех имущих мужчин (граждан), при котором не имели значения их личные качества. Это политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса, и при котором результат зависит, фактически, от мнения банального большинства голосующих, не всегда отвечающему реальным нуждам всего населения. Таким образом, в голосовании имеет право участвовать не все население страны, а лишь определенная его часть (только совершеннолетние граждане или в некоторых случаях (древние Афины) только имущие мужчины), и для принятия решения нужно количество голосов еще меньшее, например, половина плюс один от принимающих участие в выборах, а исполнять его, как «общенародное», придется всем проживающим в данном государстве. И если в случае тирании или олигархии источник несправедливых решений вполне очевиден, то при демократии обратиться не к кому, так как решение принимали «все».
По Аристотелю положительная форма власти тимократия имеет тенденцию перехода в свою отрицательную форму — демократию, ибо эти виды государственного устройства имеют общую грань: тимократия тоже желает быть властью большого числа людей, и при ней все относящиеся к одному разряду равны. Демократия, т.е. народное правление, требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества, но при принятии решения каждый голосует в своих интересах, и если при прямой демократии человек может непосредственно влиять на исход выборов, то при демократии представительной, когда граждане осуществляют то же право, но через избранных ими депутатов и других должностных лиц путём делегирования им части собственных прав, уже выбранные руководители принимают решения.
По Платону, так как только мудрые могут нести заботу о правильном образе жизни всех граждан, во главе государства должны стоять философы (φιλόσοφοι) или философствующие цари. Он определяет философов как людей, способных постичь то, что вечно тождественно самому себе (идея). Забота о внутренней и внешней безопасности государства должна лежать на сословии стражей или воинов, а задача обеспечить снабжение государства необходимым на сословии кормильцев, составляющих демос: ремесленниках, дельцах, крестьянах и других гражданах.
По существу идеальное государство является аристократией, и управлять им должны философы, выходящие из числа самых умных. Философами становятся путём поэтапного отбора. Будущим философам дают прекрасное образование, и они занимают государственные должности.
Посредственность не может быть источником ни великих благ, ни больших зол. Поэтому злодеи и тираны — это несостоявшиеся философы, несостоявшиеся великие люди, которые считают себя способными распоряжаться делами народа, проявлять великие притязания, высоко заноситься, становятся высокомерны и самонадеянны. Самые одарённые души при плохом воспитании становятся особенно плохими.
В государстве Платона введена общность имущества, а частная собственность запрещена. Труд распределяется согласно способностям. Способ отбора в правители — это экзамены, и самый главный лифт в идеальном государстве — это школьный лифт. Неравенство между людьми в идеальном государстве не наследственно. Способные дети могут переходить в высшие сословия через экзаменационный отбор.
Платон критикует демократию и даёт сатирический образ демократа как разбогатевшего кузнеца, лысого и приземистого, который недавно вышел из тюрьмы, помылся в бане, приобрёл себе новый плащ и собирается жениться на дочери своего господина, воспользовавшись его бедностью и беспомощностью… Платон противопоставляет свой образец идеального государства четырём извращённым формам государственного устройства — демократии, тирании, олигархии (власти избранных богачей) и тимократии (власти военных), а единственный путь к построению идеального государства допускает лишь в случае, когда «среди потомков царей встретятся философские натуры». Платон искал такого правителя в лице тирана города Сиракузы Дионисия, но результатом этих поисков была неудача.
- Государство, Платон
P.S. Уважаемый читатель, ваши вопросы и предложения по поводу прочитанного Вы можете прислать на наш e-mail: alatasa@mail.ru - Мы обязательно рассмотрим их и постараемся Вам ответить.
связаться с нами alatasa@mail.ru
2008