В О П Р О С - О Т В Е Т
На самом деле этот популярный афоризм в литературной традиции имеет много форм:
Amicus Plato, sed magis amica veritas (Платон мне друг …)
Amicus Socrates, sed magis amica veritas (Сократ мне друг …)
Amicus Socrates, amicus Plato, sed praehonoranda veritas (Сократ и Платон мне друзья …)
и даже Amicus Plato, amicus Aristoteles, sed magis amica veritas (Платон и Аристотель мне друзья …)
Имена главных героев менялись, и оставалась только сама суть высказывания, что мнение некоторого авторитетного человека не является догмой. Его утверждения можно опровергнуть в случае, если они не соответствуют истине, так как именно истина превыше всего. Однако в привычной нам формулировке «Платон мне друг, но истина дороже» нельзя найти ни в одном античном греческом или латинском тексте.
Традиционно авторство этой фразы относят к Аристотелю, но уже в древности многие в этом сомневались, например, неоплатоники. Их основателю Аммонию Саккасу приписывается вариант «Сократ (мне) друг, но самый близкий друг — истина». У самого же Платона в «Федоне» можно встретить такие слова: «А вы послушайтесь меня и поменьше думайте о Сократе, но главным образом — об истине». Широкую популярность это высказывание приобрело лишь в XVI-XVII вв. Так в переписке Санчо Пансы с Дон Кихотом у Сервантеса используется Amicus Plato, sed magis amica veritas.
Мартин Лютер в работе «О порабощенной воле» использовал выражение «Платон мне друг, Сократ мне друг, но истину следует предпочесть». А Оноре де Бальзак в своем «Загородном бале» использовал Amicus Plato, sed magis amica Natio (Платон — друг, но нация дороже).
Более детально с историей возникновения знаменитой крылатой фразы и ее разновидностями можно ознакомиться в статье И.В. Макаровой «Друг или истина? (к истории афоризма "Amicus Plato..." в античности)», опубликованной в журнале «Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология» 2017. Т. 22. № 2. С. 69-80.
В статье представлены две версии происхождения: традиционная «аристотелевская», восходящая к трактату Аристотеля «Никомахова этика», и альтернативная, «платоновская», восходящая к ряду диалогов Платона («Государство», «Федон» и др.) и отстаиваемая неоплатониками. Также дается анализ аристотелевской и платоновской формулировок афоризма и указывается на различие исследовательских установок, стоящих за ними.
- «Друг или истина? (к истории афоризма "Amicus Plato..." в античности)» И.В. Макарова , 194 kB
P.S. Уважаемый читатель, ваши вопросы и предложения по поводу прочитанного Вы можете прислать на наш e-mail: alatasa@mail.ru - Мы обязательно рассмотрим их и постараемся Вам ответить.
связаться с нами alatasa@mail.ru
2008