Т Е О С О Ф И Я
Невежественным искателям духовности неизвестно, что хатха-йога тем опасна, что она, своеобразно укрепляя астральное тело, задерживает его на долгое время в астральных нижних слоях и тем самым задерживает эволюцию духа.
В наш скоростной, стремительный век даже в духовной области люди стремятся всё получить сейчас и сразу, не понимая и не зная даже основ духовной науки (религии или йоги). Однако, все, что построено на песке, то есть все, что не имеет прочного основания, разрушится, увлекая за собой невежественных строителей. Такие строители возводят свои духовные замки из песка, основываясь на существующих книгах разных духовных практик и наставлениях лжеучителей и ораторов. Ошибки в книгах равны тяжкому преступлению. Ложь в книгах должна быть преследуема, как вид тяжкой клеветы. Ложь оратора преследуется по числу слушателей, а ложь писателя - по числу тиража книги.
Известны многие духовные практики (карма, бхакти, джнана, раджа йоги и др.), но сегодня мы рассмотрим, так называемую хатха йогу, которой увлекаются многие искатели духовности.
Что же такое хатха йога?
Хатха йога (санскр.) - низшая форма практики йоги, она использует физические средства для целей духовного саморазвития. Противоположна раджа йоге.
Е.П. Блаватская. Теософский словарь, М. "Сфера" 1998г.
Прежде, чем высказать свою точку зрения о хатха йоге, давайте рассмотрим основные понятия данной практики. В основу этой йоги входит знание различных асан - положений тела, предписанных поз медитации. "Пока вы,- говорит йога,- не приобретёте устойчивой посадки, вы не можете упражнять дыхание и производить прочие упражнения". Однако так называемые достижения хатха-йогина базируются на асанах, лишь как на предпосылке, как на условии, при котором возможно сверхнакопление жизненной энергии. Основное значение в хатха йоге имеет Пранайама, наука управления Праной (энергией).
В современном человеке Прана осуществляет пять видов функций, или выявляет действие пяти видов жизненной энергии, о чем обычно говорят как о "пяти видах" Праны. Ниже мы приводим освещение этих вопросов Свами Вивеканандой.
"Пранайама не занимается, как многие думают, дыханием; дыхание на самом деле имеет весьма мало отношения к ней, чтобы не сказать, никакого. Дыхание есть только одно из многих упражнений, посредством которых мы достигаем действительной Пранайамы. Пранайама значит управление Праной. Согласно индийским философам, вся Вселенная состоит из двух элементов, один из которых они называют Акаша. Это всюду находящееся и все проникающее нечто. Все, что имеет форму, все, что представляет собою результат соединений, все развилось из этой Акаши... Она сама не может быть замечаема, так как настолько тонка, что находится вне всяких обыкновенных восприятий и может быть видима только тогда, когда станет грубою, примет форму. При начале творения существует только эта Акаша; при конце цикла твердые тела, жидкости и газы, все разложатся в Акашу, и следующее творение подобным же образом разовьется из Акаши.
Какою силою Акаша превратилась в эту Вселенную? - Силою Праны. Как Акаша есть бесконечная, всюду находящаяся материя этой Вселенной, совершенно так же Прана есть бесконечная, всюду находящаяся и проявляющаяся сила этой Вселенной. При начале и при конце каждого цикла все становится Акашей, и все силы, которые существуют в этой Вселенной, преобразовываются опять в Прану; в следующем цикле из Праны развивается все, что, мы называем энергией, все, что называется силой.
Прана это то, что проявляется как всякого рода движение, как притяжение, магнетизм и прочее. Это Прана, что проявляется в виде процессов тела, в виде нервных токов, в виде силы мысли. От мысли до самой грубой физической силы, все есть только проявление Праны. Сумма всех сил природы, духовных и физических, превратившихся в свое первоначальное состояние, называется Праной.
Прана есть жизненная сила вечного существа, и самое тонкое и самое высокое действие Праны есть мысль. Пранайама очень мало занимается дыханием, и только как упражнением. Многие читали в книгах, трактующих о пранайаме, что, вдыхая, мы должны наполнить все наше тело Праной, не ведая о том, что здесь просто ошибка переводчиков, употребивших в переводе на английский язык слово "Прана", вместо слова "дыхание". Пранайама, выполняемая физическими средствами, например, дыханием, называется физической наукой, не имеющей никакого отношения к духовности, а та часть, которая старается управлять проявлениями Праны, как умственной силы, средствами нашего Сознания, называется Раджа йогой.
Согласно учению йогинов, в позвоночном столбе имеется два нервных проводника, называемые Пингала и Ида, и пустой канал, проходящий через спинной мозг, называемый Сушумна. На нижнем конце пустого канала находится то, что йогины называют "Лотос Кундалини". По их описанию он имеет треугольную форму, и, говорят, что в нем заключена сила, называемая на символическом языке йогинов "дремлющая Кундалини". Когда эта Кундалини просыпается, она старается проложить себе проходы через пустой канал и, по мере того, как она постепенно подымается, сознание Йогина раскрывается как бы слой за слоем, и он получает способность восприятия из высших сфер и удивительное могущество. Когда она достигает мозга, Йогин вполне отрешен от тела и низшего сознания, душа его становится свободной.
Цель Пранайамы при этом состоит в возбуждении дремлющей в Муладхаре силы, называемой Кундалини. Когда Кундалини разбужена и входит в канал Сушумны, все восприятия происходят в умственном пространстве. Когда она достигает того конца канала, который открывается в мозг, беспредметное (бесформенное) восприятие происходит в Пространстве Знания.
Не стоит слишком преувеличивать достижения хатха йоги, говоря, что "адепты ее подобно Раджа йогам пробуждают кундалини, приобретают сиддхи, достигают блаженства и освобождения от оков физической материи..." Это не совсем так. Степень блаженства, достигаемого подобными адептами, очень относительна, но никакого освобождения от оков физической материи, в том смысле, как это понимается Учителями Оккультизма, посредством хатха йоги не достигается. Как сказано в Учении: "Мы не знаем никого достигшего путем хатха йоги". Даже то развитие низших сиддхи, которого они достигают путем упорных и ужасных механических упражнений (западная литература не знает и половины этих ужасов) непрочно, и в следующих своих воплощениях все эти сиддхи могут быть утеряны. Ценны и прочны лишь те достижения, которые приходят естественно, ибо тогда они являются проявлениями внутреннего духовного развития и никогда не могут быть утрачены; и при таком духовном развитии можно достичь всеисчерпывающих явлений. Упражнения в хатха йоге - именно только самая легкая пранайама, производимая с большою осторожностью, может укрепить здоровье, в обратном случае они приведут к медиумизму, одержанию и сумасшествию.
Совершенно справедливо индусы высокого духовного развития с большим неодобрением взирают на хатха йогу и говорят, что в лучшем случае хатха йога годится лишь "для тучных и больных". Также Свами Вивекананда был очень против погони за так называемыми сиддхи и чудесами и приводил пример, как ему приходилось видеть страшных демонических личностей, совершавших самые большие чудеса, вплоть до исцеления неизлечимо больных одним взглядом. Потому главный пробный камень для всех духовных Учителей лежит не в чудесах, но в их Магните Сердца, в их оккультной способности духовно трансмутировать окружающую их среду и перерождать сознание, самую сущность учеников. Но для этого требуется не низшие сиддхи хатха йоги, но огненный синтетический луч, присущий открытым центрам. Никакая пранайама не даст Вам необходимого очищения и высоких следствий, если сознание не будет соответствовать высокому идеалу. Высшие формы йоги не нуждаются в пранайаме. Каждый кули в Индии знает о пранайаме, каждый средний индус ежедневно проделывает ее, но как они далеки от духовных достижений! Потому не полагайтесь на одну пранайаму.
Высшее достижение йога есть открытие Глаза Дангма, и это не есть то, что, мы называем ясновидением, но именно пробуждение чувствознания, которое никакими пранайамами не достигается, а есть следствие тысячелетних накоплений, непрестанных духовных устремлений и самоотверженных жизней; следствие, отложенное в виде тончайших энергий, в Чаше. Именно к пробуждению уже накопленных энергий и к отложению новых должен стремиться каждый не книжный оккультист.
Хатха йога никогда не одобрялась и, сейчас не одобряется Архатами. Она вредит здоровью и никогда не может самостоятельно развиться в Раджа йогу. Невежественным искателям духовности неизвестно, что хатха йога ещё тем опасна, что она, своеобразно укрепляя астральное тело, задерживает его на долгое время в астральных нижних слоях и тем самым задерживает эволюцию духа. Также при храмах Индии держали и еще держат иногда хатха йогов, строго следя за чистотою их жизни и пользуясь ими для некоторых низших нужд, но никогда ни один хатха йог не мог быть истинно Посвященным. И если такой хатха йог раз покидал храм, то больше вернуться в него он не мог, ибо, имея легкий доступ в низшие слои Тонкого Мира, он, лишенный высшего контроля, предоставленный себе, становился жертвой, и обиталищем, и даже орудием самых темных сил. Вот почему и Иерофанты Египта никогда не брали в ученики и даже избегали слуг с медиумистической организацией и наклонностью к лимфатичности. Ни один медиум, ни один лимфатик не может стать истинным йогом.
Также не нужно преувеличивать значение пранайамы. Ибо наука о дыхании, которой занимаются истинные Раджа йоги, имеет мало общего с пранайамой. Хатха йоги заняты контролем жизненного дыхания легких, тогда как древние Раджа йоги понимали его как дыхание ментальное, именно только овладение этим ментальным дыханием приводит к высшему ясновидению, и к восстановлению функции третьего глаза, и к истинным достижениям раджа йоги.
Как пишет Е.П. Блаватская:
Истинно, то, что называется "пранайама", или "смерть дыхания'', всегда кончается для упражняющегося в ней смертью - моральной всегда и физической весьма часто. Несколько нетерпеливых чела, которых мы лично знали в Индии, несмотря на наши предупреждения, устремились к этим упражнениям хатха йоги. Двое из них развили в себе чахотку, из которых один умер; другие стали почти идиотами; третий покончил самоубийством, и один развился в настоящего черного колдуна, но, по счастью для него самого, его губительная деятельность была прекращена его скорой смертью. Наши Учителя единодушно запрещают упражнения в пранайаме."
Упражнения в хатха йоге укрепляют наши низшие тонкие тела и тем задерживают дальнейшую эволюцию, ибо хатха йог может долго пребывать в мире темных пережитков, иногда многие столетия, и становится черным магом, именно черным, ибо для Белой магии нужно, прежде всего, открытие высших центров при жизни на земном плане, но не усиление низших половых центров. Такие черные маги очень опасны и для земного плана, и для потустороннего мира, и губительны для эволюции человечества.
Естественный путь раскрытия внутренних способностей и возжжения огней безопасен, в то время как насильственный, при помощи разных упражнений и дыхания, - опасен. В первом случае развитие идет параллельно расширению сознания и его очищению, во втором раскрытые силы могут оказаться не соответствующими моральному уровню. И тогда падение неизбежно. Для примера можно взять способность создавать яркие мысленные образования, стойкие и активные. Если они окажутся нечистыми, насыщенными вожделениями, то увлекут они породителя своего в бездну. Утончение восприятия тоже не менее опасно, ибо созвучие с различными сферами пространства идет по соответствию открытости приемника с тем, на что или к чему устремлен дух. Если устремление недостаточно высоко, то неизбежен контакт с нежелательными сферами астрала. Лучше идти естественным путем, нежели, развив в себе некоторые способности, сделаться жертвой темных поработителей, которые постоянно на страже и готовы воспользоваться каждым пятном на ауре, чтобы через него воздействовать на человека.
Это послужило причиной того, что Владыка Будда сказал:
Я не учу, о монахи, как совершенствоваться в сосредоточении внимания на дыхании тех, кто лишен внимательности, и кто не может ясно осознавать то, что он делает. Несмотря на то, что все медитации могут успешно выполняться только теми, кто внимателен и ясно осознает, однако, во всех других случаях, исключая этот, объект становится отчетливее, когда внимание неоднократно направляется на него. Но эта медитация, связанная с сосредоточением внимания на дыхании, трудна и требует большого напряжения для совершенствования в ней, и правильный объект внимания может быть сформирован только великими людьми, такими, как Будды, Пратьекабудды и Сыны (Ученики) Будд. Это не тривиальная вещь, и она не может культивироваться тривиальными людьми.
Цель человека - овладеть телом и всеми другими оболочками, или телами. Каждый человек в процессе своей эволюции достиг определенной ступени этого овладения. У всех людей эти ступени различны. Один - раб своего тела и оболочек, другой - господин. Один - господин своего тела физического, другой прекрасно владеет астралом, третий - телом ментальным, четвертый - всеми, но в различной степени. Рабов своей астральной оболочки очень много, ученик стремится к тому, чтобы в каждом своем воплощении возможно дальше продвинуться к тому, чтобы подчинить все свои проводники воле. Сразу они не подчиняются, но в распоряжении его все время, которое есть. Каждодневно можно упражняться во всех видах овладения собою: от самых малых до больших и великих. Важно понять, что сужденным владыкою всех временных оболочек своих является сам человек. Но входить в права власти своей над собою самим может он постепенно и планомерно, не нарушая гармонии чрезвычайной сложности своего аппарата. Изуверы хатха йоги пытаются достичь власти над физическим телом путем недопустимых крайностей. В результате перевес ложится на плотное тело, которое усиливается однобоко и негармонично. Аскеты прошлого пытались овладеть астралом, истязая и мучая физическое тело.
Много нелепостей, крайностей и несообразностей допускалось человеком в стремлении подняться духом над плотью , но о всестороннем, законном, гармоническом развитии микрокосма человеческого мало кто думал. Учение Жизни указывает путь Огненной Йоги, когда все оболочки, все тела человека сознательно развиваются и овладение ими идет естественно и эволюционно, но не насильственно и однобоко. Каждый день ученику предоставляется возможность что-то и как-то в себе укрепить, что-то подчинить воле и, утверждая примат духа над всем, что его облекает, идти уверенно и сознательно по пути восхождения и роста могущества духа.
Теософ
Е.П. Блаватская, Теософский словарь - М. 1998г.
Спираль познания. Мистицизм и йога. Путь к вечному, т2.
Е.И. Рерих Письма в Америку, т.1 (1929-1936г.) - Стр.163-167
Е.И. Рерих, Н.К. Рерих письма А.М. Асееву "Оккультизм и йога", т.1 (1931-1954г.)
Е.И. Рерих Письма в Америку, т.3 (1948-1955г.) - Стр.355
Э. Конзе, "Буддийская медитация" - стр.45
Тайная Доктрина, т.1, кн.1 (1991г.) - Ленинград; стр.139
P.S. Уважаемый читатель, ваши вопросы и предложения по поводу прочитанного Вы можете прислать на наш e-mail: alatasa@mail.ru - Мы обязательно рассмотрим их и постараемся Вам ответить.
связаться с нами alatasa@mail.ru
2008