Т Е О С О Ф И Я
Космические сроки неумолимо диктуют свои условия и свои энергии. Сегодня, пришло время человечеству сделать свой выбор: либо продолжать пребывать в своем невежестве относительно Законов Мироздания и строить свою жизнь на заведомо ложных концепциях материализма или путанных и, давно утративших истинное понимание своих первоначальных учений, религиях, либо избрать Путь Знания, Труда и Общего Блага. В любой момент своей жизни человек может начать исправлять ошибки, допущенные им в течение темных веков Кали Юги, и примкнуть к строительству Новой Счастливой Земли. И, вполне естественно, что начинать каждый должен с себя самого. Не смотря на массовую истерию в погоне за материальными преимуществами, сейчас, многие люди все-таки постепенно обращают свои взоры к Ценностям Духа и ищут пути их достижения.
В наш весьма информативный век не трудно приобрести книги или диски с какими-то учениями, техниками и записями различных гуру. Множество обществ и кружков открывают свои двери для новичка, а религиозные секты и церкви, попросту, заманивают людей многообещающими чудесами и «налаживанием материального благосостояния». Даже затрудняешься: что же выбрать?
Многие ищущие, уставшие от докучливых миссионеров и зловещих колдунов, обращаются к учениям Востока (и не удивительно, ведь именно там находится Источник всех Учений и религий, и именно оттуда, приходили духовные Учителя человечества). И первое, что попадается им в руки – это многочисленные книги, книжицы и книжечки по Йоге. Что же это за Учение, столь привлекающее своей экзотичностью и глубокой философией? Может ли Йога стать Путем духовного развития?
Санскритское слово «Йога» (славянский вариант – иго [объединение]) означает то же самое, что и латинское religare, от которого произошло слово «Религия». Оно обозначает Единение и Слияние человека с Высшим – с его духом (высшим «Я»), с Высшим Разумом Учителя и Небесного Отца души, с Безграничным Океаном Всеначальной Энергии Вселенной, являющейся Основой и Источником всего сущего. Это древневосточная, преимущественно индийская (т.к. Индия уявилась колыбелью нашей нынешней Коренной Пятой Расы) традиция, изначально передававшаяся устно от Учителя к ученику и, впоследствии, сформировавшая школу Йогачарьи.
Основателем первой Школы Йогачарья был Архат Арьясанга, непосредственный ученик Готамы Будды. Неверно смешивать эту школу с Тантрой, или школой Махатантры, основанной Самантабхадрой, ибо существуют две Школы Йогачарья, одна эзотерическая, другая народная. Доктрины последней собрал и снабдил комментариями Асамгха в VI в. Н. Э., и его мистические тантры и мантры, его формулы, литании, заклинания и мудры, если применяются без Гуру, конечно, послужат скорее целям колдовства и черной магии, чем истинной Йоги. Те, которые берутся писать об этом предмете, обычно представляют собой ученых от ума или доморощенных западных «йогинов», мало понимающих течение восточной мысли. От таких нельзя ожидать непредубежденных взглядов. Вот что пишет о подобных авторах Е.П. Блаватская в своем Теософском Словаре:
«Так, когда в "Sanskrit-Chinese Dictionary" Эйтеля мы читаем, что отсчитывание мантр (которые он называет "заклинаниями"!) "…должно сопровождаться музыкой и манипуляциями пальцев (мудра), и тогда может быть достигнуто состояние ментальной неподвижности (Самадхи)" - то тот, кто хотя бы немного знаком с истинной практикой Йоги, может только пожать плечами. Этот автор считает, что манипуляции пальцами, или мудра, необходимы для достижения Самадхи, "которое характеризуется тем, что нет ни мысли, ни уничтожения мысли, и которое состоит из шестикратного телесного (так!) и ментального счастья (йоги), вследствие чего происходит овладение сверхъестественной чудотворной силой". Никогда не будет достаточно предупреждать теософов против подобных фантастических и предвзятых объяснений…
…ЙОГА - это не "состояние шестикратного телесного и ментального счастья, как результат экстатической медитации" (Эйтель); но состояние, которое, когда достигнуто, делает практикующего с этого момента полным хозяином своих шести "принципов", ибо он теперь погружен в седьмой. Это дает ему полный контроль - благодаря его знанию себя и Себя - над его телесными, интеллектуальными и ментальными состояниями, которые, будучи неспособными более препятствовать или воздействовать на его Высшее Эго, предоставляют ему свободу существовать в его первоначальном, чистом и божественном состоянии…
…Йогачарья Арьясанги была искажена ежегодными паломничествами от Индии к берегам Манасаровара толп бродяг со спутанными волосами, выдающих себя за йогов и факиров, предпочитая это работе. Притворное отвращение к миру, утомительное и бесполезное практикование отсчитывания вдохов и выдохов в качестве способа добиться абсолютного спокойствия ума или медитации, привели эту школу в область Хатха-йоги и сделали ее наследницей браминских тиртхиков. И хотя ее Сротапатти, ее Сакридагамин, Анагамин и Архаты носят те же самые названия почти в каждой школе, но все же доктрины каждой весьма различаются, и ни одна из них, вероятно, не дает приобретения действительных Абхиджн (пяти сверхъестественных, сверхнормальных сил)».
Хотя истинная доктрина Йоги, та, о которой говорится, что она помогла подготовить мир к проповедям Будды, совершенно обоснованно приписывается древнему мудрецу Яджнавалкия, автору "Шатапатха Брахманы" к "Яджур Веде" и других известных трудов, все же основателем этой Школы считается индийский философ Патанджали, автор знаменитого трактата «Йога Сутра». Позднее на него было написано много комментариев и объяснений, типа «Йогабхашьи», и они продолжают писаться и по сей день, все дальше и дальше уходя от Истины и Первоисточника. «Йога» Патанджали - это самая трудно понимаемая в Индии система философии аскетизма. Как халдейская каббала, по которой Симеон бен-Йохай составил в первом веке еврейскую, или же некоторые трактаты алхимиков, каждое существительное имя в ней означает по условному ключу что-нибудь другое. Этот ключ, по общепринятым понятиям, находится у одних раджа-йогов, а брамины и юродствующие «хатха-йоги», которые, следуя мёртвой букве учения Патанджали, стоят целыми днями на голове, не имеют и понятия о настоящем её значении.
В своем труде Патанджали описал Восемь Ступеней, практикуя которые, чела может достичь совершенной Йоги и стать самореализовавшимся Йогином. (Пожалуйста, не путайте последних с факирами, глотающими шпаги и спящими на гвоздях, т.к. на самом деле Йог – это человек весьма высокой духовной степени и не имеющий ничего общего с базарными фокусами). Эти ступени следующие:
яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, Дхиана, Самадхи.
И вот тут для непосвященного изучающего начинается путаница, часто приводящая к фатальным ошибкам и неудачам. Обычная логика подсказывает, что для того чтобы достичь состояния Высшего Саммадхи, практикующему необходимо постепенно пройти все восемь ступеней от низшей к высшей, поочередно развивая свои тела и силы, и это единственный и верный путь. Но именно в таком понимании и кроется основная ошибка, так как мало кто осознает, что система, изложенная Патанджали, описывает не восемь последовательных ступеней одного пути, а восемь аспектов или «органов йоги», как они названы в переводе Вивекананды, помогающих ученику достичь Высшего результата. Но даже три последние «есть внешние относительно лишенной семени Самадхи». Восемь граней Единого Пути Восхождения. И каждая грань, дает свою определенную Йогу, имеющую свои практические приемы и свои духовные высоты.
Крийя Йога - самообуздание, изучение и посвящение плодов труда Богу; Санкхья Йога – путь философии и аналитической метафизики; Карма Йога – это Йога действия и непривязанности к плодам своих деяний; Бхакти Йога – Йога Любви, жизнь, посвященная преданному служению Господу; Дхиана Йога или Аштанга Йога – Йога созерцания; Раджа Йога – система развития психических и духовных сил и единения со своим Высшим Я, посредством управления и сосредоточения мысли, противопоставляется Хатха Йоге, физической или психофизиологической тренировке в аскетизме; Джнана Йога – Йога знания и изучения различных писаний и философских учений; Хатха Йога – низшая форма практики Йоги, развивающая низшие психические силы - она использует физические средства для целей духовного саморазвития, противоположна Раджа Йоге. Последние две Йоги не являются самостоятельными и самодостаточными настолько, чтобы практикуя их, можно было бы достичь духовных высот, но лишь вспомогательными. Эти системы (Даршаны) описаны во многих древних трудах Бхараты, в том числе, и в Божественной Песне «Бхагават Гите», входящей в древний индийский эпос «Махабхарата». В этом произведении Кришна наставляет своего ученика Арджуну, как достичь Высшего Самосознания и разъясняет ему особенности разных Йог.
Чтобы рассеять еще одно заблуждение ищущих душ, касательно Йоги, нужно сказать, что далеко не все виды йог приводят к Высшим Ступеням Духовности. Все зависит от того, что они развивают и на что ориентированы те, кто их практикует. Например, Джнана Йога, без духовного устремления и Любви Бхакти Йоги приводит к развитию интеллекта за счет Духа и Сердца, т.е. к черной магии. Хатха Йога развивает низшие принципы человека - физическое и астральное тела. Она тем опасна, что своеобразно укрепляя астральное тело, задерживает его на долгое время в астральных нижних слоях и тем самым задерживает эволюцию духа. Совершенно справедливо индусы высокого духовного развития с большим неодобрением взирают на Хатха Йогу и говорят, что в лучшем случае, она годится лишь "для тучных и больных".
Посвятить себя учению хатха-йоги по мёртвой букве системы Патанджали может всякий. Для этого не нужно быть ни философом, ни даже уметь читать или писать, а надо просто обладать железной волей, выносливостью, равнодушием к физическим страданиям и слепым фанатизмом. Настоящие хатха-йоги пожалуй те же медиумы, с прибавлением вменяемости и произвола, которые отсутствуют в их западных «коллегах». Они производят свои феномены ad libitum [свободно (лат.)], заставляя явления зависеть от собственной воли и управляя джиннами, тогда как спириты сами находятся под управлением низших элементариев, олицетворяющих эту силу. Хатха-йоги доходят до этого страшными самоистязаниями, которых под конец и не чувствуют, но метод раджа-йогов совсем другой. Их девиз Mens sana in corpore sano [В здоровом теле здоровый дух (лат.)].
«Для раджа-йогов требуется, как показано, дрессировка и чисто психические неуклонные усилия в этом направлении с самых юных лет; полное изучение, а главное понимание тайного смысла учения Патанджали, а не мёртвой буквы его системы, и посвящение в мистерии, которых не выдадут посвящённые брамины никому и ни за какую цену. А дабы сделаться хатха-йогом, необходимы годы нечеловеческих, сверхъестественных усилий и физических истязаний. Да и надо родиться с такими физиологическими идиопатиями, иначе ничего из этого и не выйдет, а останется лишь факирская отвратительная внешность, да чистое шарлатанство.» (Е.П. Блаватская, «Из пещер и дебрей Индостана»)
Хатха Йога никогда не одобрялась и, сейчас, не одобряется Архатами. Она вредит здоровью и никогда не может самостоятельно развиться в Раджа Йогу. Наука о дыхании, которой занимаются истинные Раджа йоги, имеет мало общего с пранайамой Хатха Йоги, ибо ее адепты заняты контролем жизненного дыхания легких, тогда как древние Раджа йоги понимали его как дыхание ментальное. Именно только овладение этим ментальным дыханием приводит к высшему ясновидению, и к восстановлению функции третьего глаза - истинным достижениям Раджа Йоги.
Также и Кундалини Йога, хотя и помогает практикующему ее развить тонкое тело и овладеть энергетикой центров (чакр), но все же, может и не привести человека к Высшей Духовности. Ведь открываясь тонкому миру, причем, каждый соответственно своей внутренней духовной чистоте, человек оказывается во власти неизвестных ему сил, которые, в конце концов, могут быть и враждебными. Так, попадая в низшие астральные слои, обычные люди сталкиваются с низшими духами и нагромождениями темных слоев (а многие к тому же, практикуют йогу в душной вредоносной атмосфере городов!!!)
И насколько еще более неполезны и опасны такие Йоги, как Сахаджа. Это вообще, низший шаманизм в чистом виде, способствующий бессознательному и бесконтрольному выделению астрального тела. У человека, практикующего подобное, просто развивается медиумизм, и он становится подверженным различным степеням одержания и сумасшествия, и тут уж ни о какой духовности говорить не приходится. И уж конечно, врядли стоят дополнительных разъяснений такие Йоги, которые являются явной тьмою и черной магией. Йоги, использующие гипнотизм и заклинания для воздействия на чужую волю, низшие сексуальные энергии (Тантра Йога) и др. Их и Йогами то назвать нельзя, ибо ведут они не к Единению и Созиданию, а лишь к разрушению и низшим животным инстинктам.
Конечно, причина подобных заблуждений вполне ясна – как и все в этом подлунном мире, человек обладает двойственной природой. Он имеет личность или низшее «я» (это его ум, эмоции и физическое тело) и дух или Высшее «Я» (Разум и Божественная Искра – Монада). А так как, сейчас, век Кали Юги, и материальность заслонила духовный взор большинству представителей рода человеческого, то они и воспринимают только то, что могут увидеть физическими глазами и пощупать руками. Отсюда и популярность всяких диет, обрядов, упражнений и дыхательных гимнастик. Хотя это не является оправданием для человека, но лишь препятствием на Пути Духовности, которое он должен мудро преодолеть. Ведь Духовность означает то, что принадлежит Духу, а не физическому миру.
Закон Духовного Восхождения говорит о том, что человек, идущий в основной массе эволюции, раскрывает свои возможности постепенно снизу вверх, в течение многих тысячелетий и даже миллионов лет, неоднократно воплощаясь для умеренной учебы на Земле; человек же, дерзнувший сразу покорить Вершину, и отдавший всю свою жизнь (или жизни) без остатка этому Пути, в конце концов, достигает Цели и на Вершине он обретает все возможности и способности, которые были уготованы ему судьбой. Поэтому Высшие Йоги никогда не останавливаются на низших центрах и принципах, но всегда развивают Высшее, ибо как следствие, достигнув Йоги, человек обретает сразу все! И там где Хатха Йога заканчивается – Раджа только начинается.
Сегодня человечеству была дана еще одна синтетическая Йога, заключающая в себе учение и практики всех предшествующих Высших Йог – это Йога Огня, Агни Йога. Она, дана как Учение Будущего, Учение человечества, осознавшего себя частью Космической Жизни. Не смотря на постоянно растущее в мире количество последователей этой Йоги, пока что лишь единицы чувствуют Ее суть и могут устремить свое сознание к тем Высоким Материям, к которым устремляет человечество Ее Учение. Но придет время, и Она займет достойное место в жизни человека, принадлежащее Ей по Космическому Праву. Уже сегодня стоит раскрыть свои сердца навстречу всему Светлому и Доброму, и утверждать это в жизни каждого дня, и все возможности и красоты Вселенной откроют нам свои неисчерпаемые богатства.
Посмотрим, в чем разница и сходство Агни Йоги с прочими Йогами. Карма Йога имеет много сходства с Агни, когда она имеет действие с земными элементами, но когда Агни Йога овладевает путями к осознанию дальних миров, то различие становится очевидным. Раджа Йога, Жнана Йога, Бхакти Йога – все они оберегаются от действительности и тем не могут проходить в эволюцию будущего. Конечно, Агни йог должен быть Жнани и Бхакти, и развитие сил духа делает его Раджа йогом. Так новое Учение дает красивую возможность отвечать задачам будущей эволюции, не отвергая завоеваний духа прошлого!
Агни Йога является не только очередным расширением возможностей человечества, но она должна привести к сочетанию космические энергии, которые к сроку достигают нашу планету. Это обстоятельство должно быть твердо осознано. Иначе распространится ряд заболеваний, и внешнее лечение их поведет к самым пагубным следствиям. Можно себе представить, какое смущение вызовут эти непонятные движения, если не подойти к ним путем психической энергии, отложения которой будут найдены и признаны наукой, так как каждая энергия имеет свой физический кристалл.
Агни Йога направляет человечество по простейшему пути, потому нужно просто зажечь огни стремления и достижения. Эта панацея никого ничего не лишает и может быть изучаема и находима. Ведь Агни Йога только вводится в жизнь, и те, кто предоставили себя воздействию Ее сил, претерпевают особые трудности, как бы люди Новой Расы. Книги Агни Йоги, были приняты и записаны Еленой Ивановной Рерих от Великих Учителей Востока, Махатм Шамбалы. Она же и стала первым Адептом этой Йоги, применив все Ее Законы и практики в жизни каждого дня, и, несмотря на все трудности и лишения, пройдя этот ценный огненный опыт единения с пространственным Огнем. Поэтому, Учителя нарекли ее Матерью Агни Йоги.
- Из книг Агни Йоги:
Почитаемый Махатма, давший книги "Зов", "Озарение" и "Община", передал многие советы и знаки Агни Йоги. Эти практические указания собраны нами на пользу ищущих знания.
Санскрит и сензар дают налет изложению и не всегда находят эквивалент в других языках. Но, тем не менее, значение выражений сохранено точно, и участники современной жизни будут со вниманием читать это мудрое Учение, идущее от опыта веков.
Йога как высшая связь с космическими достижениями существовала во все века. Каждое учение содержит свою Йогу, применимую к ступени эволюции. Йоги не отрицают друг друга. Как ветви одного дерева, они расширяют тень и дают прохладу путнику, утомленному зноем. Полный новыми силами странник продолжит путь. Он не отнял ничего чужого, он не извратил устремления, он допустил явление благодати пространства, он дал свободу силам сужденным, он овладел своим единственным имуществом.
Не избегайте сил Йоги, но как свет, относите их в сумерки неосознанного труда. Для будущего мы встаем от сна. Для будущего обновляем покровы. Для будущего питаемся. Для будущего устремляемся мыслью. Для будущего собираем силы. Сперва применим советы к жизни, а затем произнесем название Йоги ближайших дней.
Мы услышим шаги стихии огня, но будем уже готовы управлять волнами пламени. Потому мы приветствуем старшую Раджа Йогу и утверждаем будущую Агни Йогу.
Дайте эти записи без имени, чтобы кто-то не кричал из темного угла о корыстном воздействии. Продолжим Агни Йогу, когда будут использованы предложенные указания.
Много средств и предложений следует после овладения огнями. Как Беспредельность, неограничена стихия огня. Изучение свойств ее составит радость жизни.
Приложение качеств огня соответствует подвигу!
Приложите чистое устремление!
Дано в долине Брамапутры, взявшей исток из озера Великих Нагов, хранящих заветы Риг-Веды.
Я положил основание Агни Йоги на четыре конца, как цветочный пестик.
Я утвердил Агни Йогу столбами ступеней Моих, и в руки принял Камня огонь.
Я дал огненный Камень той, которая по решению Нашему будет именоваться Матерью Агни Йоги, ибо она предоставила себя на испытание пространственному огню.
Кто-то молодой спросит, как понимать Агни Йогу. Скажите: "Как распознавание и применение к жизни всесвязующей стихии огня, питающей зерно духа". Спросит: "Как же мне подойти к этому познанию?" – "Очистить мышление и после познай три наихудших свойства твои и предай их сожжению в огненном устремлении. И тогда избери Учителя на Земле, и познавая Учение, укрепи тело данными лекарствами и пранаямой. Увидишь звезды духа, увидишь огни очищения центров, услышишь голос Учителя незримого и вступишь в прочие тончайшие понимания, преображающие жизнь. Помощь тебе, вступивший, готова и поручение дано. Ты познал, что радость есть особая мудрость. Ты не вернешься к прежнему берегу потока. Ты осознал пространственные битвы. Для тебя нет более слепой очевидности. Ты познающий сотрудник и брат".
Дмитрий Едимент
P.S. Уважаемый читатель, ваши вопросы и предложения по поводу прочитанного Вы можете прислать на наш e-mail: alatasa@mail.ru - Мы обязательно рассмотрим их и постараемся Вам ответить.
связаться с нами alatasa@mail.ru
2008