Живая Вселенная - главная
Макрокосм - раздел, посвященный вопросам Космогонии, Астрономии и Астрологии Информация о сайте Микрокосм - раздел, посвященный Антропософии (науке о Человеке и его внутренних оккультных силах)
Дхарма - раздел, посвященный основам философии, теории религии и древних духовных Учений, содержащий также и практические советы по применению их в повседневной жизни Хроники - раздел, посвященный Истории нашей планеты и Человечества, населяющего ее

Теософия - статьи по философии и религии Жемчужины Мудрости - выдержки из Учения, проливающие свет на некоторые сложные понятия и практические моменты; данные в помощь душам стремящимся идти по пути Света






Т Е О С О Ф И Я


Гностики


I. Кем были первые христиане, и кто был первыми христианами

В первые века Христианской эры (I-III вв.) в средиземноморье широко было распространено учение, известное сегодня как Гностицизм (от греческого гнозис – «знание»). Известными философами, которые учили Гнозису были: Валентин, Василид, Маркион, Симон Маг (Аполлоний Тианский) и др. [1] Каждая из этих гностических сект была основана Посвященным, а их учения были основаны на правильном знании символизма каждого народа. Не очень много сведений об этих учениях дошло до нас. В основном это редкие отрывки из их критиков или комментаторов и коптские списки из библиотеки, найденной в Наг-Хаммади. Но и этих отрывочных сведений уже достаточно, чтобы получить представление о том, что исповедовали гностики и почему их наследие практически исчезло.

Для объяснения своих доктрин гностики использовали символы тех мест, где они жили и учили – египетские, древнегреческие, халдейские. Но сама суть Учения была той самой Универсальной Доктриной, которую во все времена проповедовали Мудрецы: Будда, Платон или Иисус, и на основе которой, были созданы все религиозные системы, в том числе и христианская. Например, Ильда-Баоф (Иегова) рассматривался многими среди них, как Бог Моисея, и изображался как гордый, честолюбивый и нечистый Дух, унизивший свою мощь, узурпировав место Высшего Бога, хотя он был не лучше, а в некотором отношении даже ниже, нежели его брат Элохим; последний представлял собою всевмещающее проявленное Божество. Потому Иегова именовался гностиками Создателем Офиоморфоса и единым с ним, со Змием, Сатаною или Злом. [2]

«Если мы обратимся к секте офитов, которая приняла определенную форму приблизительно во времена Маркиона и Василида, то мы можем найти в ней причину ересей всех других. Подобно всем другим гностикам они отвергали Моисееву Библию целиком. Тем не менее, их философия, за исключением нескольких новых выводов со стороны нескольких наиболее значительных основателей различных ответвлений гностицизма, – не была новой. Пройдя через халдейскую каббалистическую традицию, она черпала свои материалы из герметических книг, и, прослеживая ее полет еще дальше назад по их метафизическим умозрениям, мы находим ее барахтающейся среди учений Ману и раннего индусского до-жреческого генезиса. Многие, из наших выдающихся исследователей прослеживают гностические философии назад прямо к буддизму, что ничуть не приносит вреда ни их, ни нашим аргументам. Мы еще раз повторяем, что буддхизм есть первоисточник брахманизма. И не против первичных Вед протестует Гаутама. Он протестует против жреческой и официальной государственной религии своей страны, и против брахманов, которые для того, чтобы дать место кастам и облечь их властью, в более поздний период наполнили древние рукописи вставленными шлоками, имеющими целью доказать, что касты были предопределены Творцом, при помощи того факта, что каждый класс людей был излучен из более или менее благородной конечности Брахмы. Философию Гаутамы Будды преподавали испокон веков в непроницаемой тайне внутренних святилищ пагод. Поэтому нам не следует удивляться, вновь обнаруживая во всех основных догмах гностицизма метафизические учения как брахманизма, так и буддизма. Они считали, что Ветхий Завет является откровением более низкого существа, божества, находящегося в подчинении, и что в нем нет ни единой строчки от их Софии, божественной мудрости». [3]

Иисус для гностиков был смертным человеком, который превзойдя свою человеческую природу, стал Христосом («Помазанником»), проводником Божественной Мудрости Отца. Своей самоотверженной жизнью Он явил пример, к которому должен стремиться каждый человек на пути духовного развития. Такой подход к проблеме подразумевает, что все достижения зависят только от самого человека и, что для общения с Высшими Силами ему посредники не нужны. Именно в этом и кроется причина неприязни и гонений церковного христианства и его апологетов на гностиков и их доктрины.

Правящие элиты, заинтересованные в невежестве и покорности эксплуатируемого народа, стремились воцерквить как можно больше простых людей, на основе какой-нибудь созданной ими религии и поставить над ними своих пастырей для управления. В принципе это происходит и до сих пор. Так делали брамины Индии и жрецы Египта, этой же цели служил и Моисеев Закон иудеев, так называемый «Библейский проект».

На заре прошлого тысячелетия, когда новомодное учение Посвященного из Галилеи заполоняло умы и сердца людей, на фоне его старые постулаты доктрины «зуб за зуб и око за око» уже не выглядели чем-то божественным и достойными доверия. Поэтому «святые отцы» решили немного обновить свой арсенал и принялись за создание новой религии. Вместе с некоторыми бывшими гностиками-перебежчиками церковные авторитеты, такие как Тертуллиан, Ириней, Епифаний, Евсевий, блаженный Августин и др., взяв за основу гностические символы, перекроили их на свой манер так, чтобы втиснуть в них ветхозаветные идеи, а племенного иудейского бога в качестве «единого» водворить на всевышний престол.

Гностики не остались в стороне и всячески разоблачали созданный новодел. И так как он совершенно не выдерживал критики, они всегда выходили из дискуссий победителями. «Ириней кажется настолько безнадежно запутавшимся в своих бесплодных попытках описать, по меньшей мере, хотя бы с внешней стороны истинные учения многих гностических сект, о которых он трактует и преподнести их в то же самое время, как отвратительные «ереси», что, или умышленно, или по невежеству, перепутывает их до того, что мало найдется метафизиков, способных распутать их без помощи «Каббалы» и «Кодекса» в качестве истинных ключей. Так, например, он даже не может показать разницу между сетианитами и офитами, и говорит, что «Бога Всего» они называют «Hominem», ЧЕЛОВЕКОМ, а его разум – ВТОРЫМ человеком или «Сыном человеческим». То же самое делает Теодорет, который жил более чем за два столетия спустя после Иринея и создал невыразимую путаницу в хронологическом порядке, в котором различные секты сменяли одна другую. Ни сетианиты (ответвление еврейских назареев), ни офиты, чисто греческая секта, никогда ни во что подобное не веровали. Ириней противоречит своим собственным словам, описывая в другом месте доктрины Керинта, непосредственного ученика Симона Волхва. Он говорит, что Керинт учил, что мир не был создан ПЕРВЫМ БОГОМ, но некоей властью (virtus), или силой, эоном, столь отдаленным от Первопричины, что даже не знает о ТОМ, кто выше всего. Этот эон подчинил себе Иисуса; он зачал его физически через Иосифа от женщины, которая не была девственницей, а была просто женой Иосифа, и Иисус был рожден подобно всем другим людям. С точки зрения этого физического аспекта его природы Иисуса называли «сыном человеческим». И только после его крещения, Христос, помазанник, спустился со своей царственной высоты в виде голубя, и тогда провозгласил НЕПОЗНАВАЕМОГО Отца через Иисуса [162, кн I, XXV].

Поэтому, если Иисуса физически считали сыном человека, а духовно Христосом, который осенял его, как же тогда «БОГ ВСЕГО», «Непознаваемый Отец» мог называться гностиками Homo, ЧЕЛОВЕКОМ, а его разум, Эннойя, ВТОРЫМ человеком или Сыном человеческим? Ни в восточной «Каббале», ни в гностицизме «Бог Всего» никогда не был антропоморфизирован… Такое отождествление с Непознаваемым Богом даже Христоса, помазанника – Эона, осенившего его – не говоря уже о человеке Иисусе, никогда не приходило в голову гностикам и даже непосредственным апостолам и Павлу». [3]

Церковники не захотели мириться с победами своих оппонентов и, загнанные в угол, пошли по кровавому пути террора. Труды стали подделываться, гностические учителя покрываться клеветой и изгоняться, а их труды уничтожаться. Впоследствии и сами гностики и их последователи сжигались, забивались камнями. В V в. Ипатия, женщина-философ, жившая в Александрии и учившая многих знаменитых мужей, стала жертвой дьявольского заговора Феофила, епископа Александрийского, и его племянника Кирилла, и была гнусно убита по их приказу. Она слишком успешно рассеивала туман, нависший над религиозными «тайнами», выдуманными отцами, чтобы не посчитать ее опасной. Уже этого одного было бы достаточно, чтобы подвергнуть опасности ее саму и ее последователей. Из ее уст свет учения Платона начал так неудобно и светло сиять, что каждому стало видно, откуда произошли доктрины церковного «откровения».

Ипатия училась у Плутарха, главы Афинской школы, и научилась всем тайнам теургии, так что пока она была жива и учила множество людей, нельзя было творить никаких божественных чудес в присутствии того, кто мог бы раскрыть их естественные причины. Ее судьбу решил тот, красноречие которого она затмевала и чей авторитет, построенный на вырождающихся суевериях, должен был уступить ее собственному, воздвигнутому на скале нерушимого закона природы. И хотя Кирилл, санкционировавший ее убийство, был «святым» не без греха и, будучи епископом, продавал золотые и серебряные сосуды своей церкви и затем, когда деньги были растрачены, лгал на суде, все же впоследствии был канонизирован. [3] Таким образом, эти гонения и мучения стараниями позднейших церковных авторов превратились в «гонения на первых христиан» и те, кто был гонителем, вдруг стали мучениками.

Живший во времена Ипатии (IV-V вв.) византийский христианский историк греческого происхождения Сократ Схоластик описал подобный случай:

«Некоторые из монахов в горах нитрийских… оставив монастыри, в числе почти пятисот человек, пришли в город и выжидали, когда префект будет проезжать на своей колеснице. Потом, подошедши к нему, называли его жертвоприносителем, язычником и многими другими позорными именами. Префект, подозревая в этом козни со стороны Кирилла, закричал, что он христианин и крещен константинопольским епископом Аттиком. Но монахи не слушали слов его, — и один из них, по имени Аммоний, ударил Ореста камнем в голову, так что он весь облился кровью, текшей из раны, а его телохранители, кроме немногих, все разбежались в разные стороны и скрылись в толпе, боясь, что и их побьют камнями. Между тем начали сбегаться и жители Александрии, чтобы защитить префекта от монахов, — и всех других обратили в бегство, а Аммония схватили и представили к префекту, который, на основании законов, всенародно подверг его наказанию и дотоле мучил, пока тот не умер. Об этих событиях вскоре донес он самодержцам. А Кирилл представлял их царю с противоположной стороны, тело же Аммония взял и положил в одной из церквей и, переменив ему имя, назвал его Фавмасием, чтобы считали его мучеником и прославляли в Церкви его великодушие, как подвиг за благочестие. Однако люди скромные, хотя и христиане, не одобрили этой Кирилловой ревности, ибо знали, что Аммоний понес наказание за свое безрассудство и умер в мучениях не потому, что был принуждаем к отречению от Христа. Итак, сам Кирилл своим молчанием мало-помалу привел это дело в забвение». [5]

В этом же труде этот автор описывает и смерть Ипатии:

«Посему люди с горячими головами, под начальством некоего чтеца Петра однажды сговорились и подстерегли эту женщину. Когда она возвращалась откуда-то домой, они стащили её с носилок и привлекли к церкви, называемой Кесарион, потом, обнажив её, разорвали на части, а куски снесли на место, называемое Кинарон, и там сожгли. Это причинило немало позора и Кириллу, и Александрийской Церкви, ибо убийства, распри и все тому подобное совершенно чуждо мыслящим по духу Христову». [5]

Теперь мы видим, что истинными последователями учений Христа были именно гностики, в то время как то, что впоследствии стало христианской религией, было лишь набором небылиц и заблуждений, распространяемых среди черни. Простой люд не мог в полной мере охватить тонкого гнозиса, поэтому играя на страстях и суевериях невежественных масс, отцам церкви легко было направить их гнев на уничтожение всего, что было связано с ненавистными им гностиками. И когда с последними было, наконец, покончено, первый христианский император Константин понес на острие своего меча новоиспеченный инструмент власти в мир. С тех пор христианская церковь усиленно стала проповедовать свою религию по всему миру, с целью осуществить мировую глобализацию в рамках библейского ветхозаветного, но теперь уже с новым лицом, проекта. (Это объясняет то, что в современной Библии Ветхий завет совершенно противоречит Новому).

«Большинство гностических систем, из дошедших до нас уже искалеченными стараниями отцов церкви, представляют не более, нежели искаженные оболочки первоначальных теорий. Кроме того, они никогда не были доступны ни народу, ни обычному читателю; ибо, если бы их скрытый смысл или эзотеризм был раскрыт, то это перестало бы быть Эзотерическим Учением, но ничто подобное никогда не могло случиться. Марк, глава маркузиан, процветавший в середине второго столетия и учивший, что Божество должно быть рассматриваемо под видом символа из четырех слогов, выдал больше эзотерических истин, нежели какой-либо другой гностик. Но даже и он никогда не был хорошо понят». [2]

«От гностиков - законных потомков древнейшей Религии Мудрости - осталось лишь несколько невразумительных кусочков текстов. Но эти кусочки чистого золота будут сверкать вечно; и как бы их не извращали сообщения об учениях "еретиков", оставленные Тертуллианом и Епифанием, оккультист сможет все же обнаружить в них те первозданные истины, которые некогда передавались повсюду во время мистерий посвящения. И среди прочих сочинений, содержащих в себе глубокомысленные аллегории, у нас есть Апокрифические Евангелия и недавно открытая, в высшей степени драгоценная, реликвия гностической литературы - фрагмент, называемый "Пистис София" (Знание-Мудрость). [4]


  1. Е.П. Блаватская, Теософский словарь - М. 1998г.

  2. Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, т.2 - Ленинград, 1991г.

  3. Е.П. Блаватская, Разоблаченная Изида - АСТ, 2006г.

  4. Е.П. Блаватская, Мистический Христос, "Эзотерический характер евангелий" - Сфера, 2000г.

  5. Сократ Схоластик, «История», кн. 7, гл. 13–15





II. Гнозис, гностики и гностицизм. (Роман Усов)

источник http://www.lomonosov.org/article/gnosis_gnostics_gnosticism.htm

Сегодня мне хочется поднять тему, крайне интересную, но как оказалось, почти не разработанную в современной науке, — тему гностицизма. Почему интересную? — потому, что именно гностики представляли собой во все времена ту опору Учению, которую может дать только истинное знание Законов Бытия, и именно они, а также современные нам представители "нео-гностицизма" являлись и являются постоянным источником страха и лютой ненависти со стороны церковных элементов христианства во все времена. Почему тема не разработана? — потому, что все выводы и характеристики гностицизма, что мне довелось прочесть у современных российских исследователей, хотя и заслуживают пристального внимания, но все противоречивы и однобоки, т.к. исследователи не показывают на Источник вдохновения гностиков, искренне не восхищаются той высотой мысли, что была ими хранима в течение многих веков, и пытаются подойти в лучшем случае с магическими мерками к тем духовным Учениям и практикам гностиков, которые нельзя понять/озвучить иначе, как, находясь в определенном, восторженном состоянии духа. Чтобы писать и рассуждать о гностицизме, надо быть гностиком в истинном понимании этого слова.

Первоначальная гипотеза, высказанная мною, когда я еще не открыл ни одной книги по раннему христианству, оказалась верна: под понятием гностицизма следует выделить две составляющие: гнозис, как явление культурологическое и общемировое, и гнозис раннего христианства (его-то чаще и имеют в виду рассуждающие о гностицизме).

Гнозис, как явление культурологическое, представляет собой единую преемственность Божественных Учений о мироздании, о сотворении мира, о Творце, тварях и Спасении, разлитую в весьма схожих формах по разным странам и даже материкам и разным историческим эпохам, начиная с дохристианского периода, заканчивая нашими днями. Характерной особенностью гнозиса в данном его аспекте всегда будет являться то, что внутренний человек воспринимается гностиками, как часть надтварного мира, и осознание себя таковыми делало из гностиков царей духа и мысли, не привязанных к внешнему и никогда не нуждавшихся в посредничестве между Богом и человеком. Именно отсутствие нужды в посредничестве, независимость в суждениях, глубина философии и были теми причинами, что во все времена будят против истинных гностиков ненависть официальной церкви.

Представления об исторически понимаемом гностицизме базируются на археологических находках текстов гностиков, относящихся к последним векам до н. э. — первым четырем векам н. э. (например, т. н., библиотека Наг-Хаммади). Помимо многочисленных, социально обусловленных, трудностей для непредвзятого изучения предмета, отмечается, что большинство найденных гностических текстов представляют собой переводы с оригиналов, сделанные коптами, цивилизация которых пришла к закату в V в. н.э. Эти тексты были в массе своей переведены на английский и немецкий языки, и русский читатель, как правило, имеет дело с тройным переводом: с греческого на коптский, с коптского на английский и с английского на русский.

Основной предпосылкой к возникновению гностицизма, как исторического явления, стало смешение народов и культур в Средиземноморском регионе в результате многочисленных войн по расширению Римской империи. Расцвет классического раннехристианского гностицизма приходится на первые 200 лет апостольского периода (поздняя античность). Закат эпохи просвещенных гностиков совпадает с укреплением власти Римской католической церкви и с откровенным уничтожением ею любых проявлений противного мышления. По словам Е.П. Блаватской, гностики на исторической арене появляются тогда, когда странным образом в первом веке исчезают в небытие ессеи, среди которых жил, учился, получил Посвящение Иешуа бен Пантера (Иисус Христос), и они же были самыми первыми христианами, глубже других понимавшими Учение своего Брата. Это те христианские секты, что "появились немедленно после утверждаемого распятия и существовали до тех пор, пока почти все не были истреблены под суровым гнетом законов Константина" (правл. 307-337 гг.). На I Вселенском соборе (325 г.) был положен конец преследованиям первых христиан, который, как нам известно из Живой Этики, совпал и с отхождением последователей Христа от Его Заветов. Надо сказать, что с самого начала, еще с провинциальных христианских соборов первых двух веков, они носили тенденциозный характер и собирались "для осуждения ереси" того или иного направления, т. е. для борьбы с инакомыслием.

Вот, что пишет по этому поводу Е.П. Блаватская: "Величайшею их [гностиков] виною были их синкретические взгляды, ибо не было другого такого периода в мировой истории, когда у истины было бы еще меньше шансов на победу, чем в те дни подделок, лжи и умышленной фальсификации фактов.

Но прежде, чем нас принудят поверить этим обвинениям, не будет ли нам позволено осведомиться, что представляют исторические личности их обвинителей? Начнем с вопроса, на каком основании Римская церковь претендует на превосходство своих доктрин над доктринами гностиков? Несомненно — на апостолической преемственности. Эта преемственность по традиции установлена непосредственным апостолом Петром. А что, если это окажется выдумкой? Ясно, что тогда вся надстройка, державшаяся на этой единственной воображаемой опоре, упадет с громадным грохотом. А когда мы проводим тщательное исследование, мы обнаруживаем, что тут от нас требуется поверить единственно слову Иринея — Иринея, который не привел ни одного веского доказательства в подтверждение своему заявлению, которое он так нагло выдвинул, и который для этого прибег к бесконечным подделкам".

Наиболее крупные секты, которые можно отнести к гностицизму:


• докеты, считавшие Спасителем Симона Мага (см. ниже);

• манихеи (павловцы, или павликиане; альбигойцы (поздние гностики XIII столетия, утерявшие первоначальную чистоту Учения); катары (то же, что и альбигойцы); богомилы и др.), вобравшие зороастрийские (первоначала), христианские (Иисус как спаситель) и буддистские (аскетическая нравственность, учение о перевоплощении) элементы Учения. Манихейство считается одной из мировых религий;

• николаиты, последователи Н. Антиохийского, одного из "семи", избранных "двенадцатью" почти сразу после Распятия, чтобы они распределяли помощь из общего фонда прозелитам в Иерусалиме [Деяния, II, 44, 45, IV, 1-5];

• карпократийцы, одна из наиболее аскетических сект гностицизма;

• офиты, одной из ключевых фигур своей системы считали Змея, который, убедив Еву вкусить от древа познания Добра и Зла, был Спасителем и первым гностиком;

• каиниты — считали первым гностиком и Каина, не желавшего угодить Демиургу кровавой жертвой;

• кердоняне и проч.

Кроме знаменитого священномученника Иринея Лионского (ум. 202 г.), в одиночку боровшегося против гностиков в течение всего II века, выдающимися фигурами в борьбе против инакомыслия гностицизма выделяются Тертуллиан (ум. 222 г. до обращения в римское христианство был гностиком, затем предавшим своих собратьев), Созомен (ум. не ранее 439 г.), Теодорет, Епифаний (ум. 403 г., до обращения в римское христианство был гностиком, затем предавшим своих собратьев), Евсевий (ум. 340 г.), а завершен сей теоретический труд был блаженным Августином (ум. 430 г.), выходцем из манихеев — одной из сект гностицизма. Поистине, при изучении предмета мне стала ясной вся относительность святости отцов Церкви!

Когда я читал краткую историю гностицизма одного современного российского гносеолога, то улыбался ребяческому переписыванию в свой труд данным ученым нелепых и бездоказательных соображений церковников о том, что у ряда гностических сект "аморализм сочетается с учением о переселении душ", и что пневматики проповедовали "Грех как путь к спасению — один из предшественников сатанизма". Елена Блаватская ясно показывает на конкретных примерах, что, если четко отграничить гностицизм первых трех веков христианства от последующих сект и течений, то можно смело утверждать, что все обвинения во лжи, некромантии, разврате, анархической настроенности и деструктивности в адрес гностиков со стороны священничества были выдуманы и не подтверждаются ни единым фактом.

Кому, если не ученым, следует как можно точнее разграничивать периоды истории и понятия!

Как первые ученики Христа были высоконравственными людьми, так и жизни основателей основных сект христианского гностицизма ясно показывают аскетичность и строгую нравственность их основателей:


•Симон Маг (и/или Аполлоний Тианский, в биографиях которых так много общего!)

• Платоник Василид

• Маркион (последователь Василида)

• Валентин (последователь Василида)

• Николай Атиохийский

• другие фигуры христианского гностицизма (Мани, Кердон, Карпократ, Саторнил и др.)

У нас нет никаких объективных оснований считать, что первые последователи этих достойных мужей мужеложествовали, занимались мистериальным развратом, церемониальной магией и прочими гадостями, которые им приписывали историки христианства через пару веков после их смерти.

Е.П. Блаватская: "И таким образом получается, что вся пирамида римско-католических догм покоится не на доказательствах, но на вымыслах. Гностики слишком искусно загнали отцов церкви в тупик, и единственным спасением последних стало прибегание к подделкам. В течение почти четырех веков великие историки, почти современники Иисуса не обратили ни малейшего внимания ни на его жизнь, ни на смерть. Христиане удивлялись такому необъяснимому упущению в отношении того, что церковь рассматривала как величайшие события в мировой истории... Таковы были те люди, которые оклеветали гностиков".

"Цельс, неоплатоник и ученик школы Аммония Саккаса, привел христиан в замешательство и даже на время задержал прогресс прозелитизма тем, что весьма успешно доказал, что первоначальные и более чистые формы наиболее важных догм христианства следует искать только в учениях Платона. Цельс обвинил их в принятии от язычества его наихудших суеверий и в использовании отрывков из Книги Сивилл без надлежащего понимания их значения. Обвинение было настолько правдоподобно и факты настолько очевидны, что долго ни один христианский писатель не отважился ответить на вызов. Ориген, по горячей просьбе своего друга Амброзия, был первым, кто взялся за защиту, так как он раньше принадлежал к той же платонической школе Аммония и считался наиболее компетентным человеком, чтобы отразить хорошо обоснованные обвинения. Но его красноречие не помогло, и единственным средством, какое только можно было найти, явилось уничтожение самих писаний Цельса".

Здесь мы можем видеть, как ошибаются Великие из благих побуждений. Ориген, будучи сам посвященным гностиком, решил утвердить то, что начал в прошлой жизни, однако сам за это и пострадал. Это разрешает мой давний вопрос о том, почему Церковь до сих пор считает Оригена Александрийского, при всех его ересях, своим Отцом, — за ответ Цельсу...

Гностики имели большой успех и уважение в обществе. Многие из них, благодаря своим познаниям, преподавали философию и математику в домах аристократии, немало епископов обучалось у них.

Трагична судьба замечательного гностика и неоплатоника Гипатии Александрийской, убитой в 415 году приспешниками св. Кирилла Александрийского. Она как бы подводит историческую черту под неоплатонизмом и гностицизмом в его первозданной чистоте.Трагична судьба замечательного гностика и неоплатоника Гипатии Александрийской, убитой в 415 году приспешниками св. Кирилла Александрийского. Она как бы подводит историческую черту под неоплатонизмом и гностицизмом в его первозданной чистоте.

В судьбе сочинений Гипатии отразилась судьба большинства гностических писаний: не в силах смыть позора убийства всеми уважаемого философа при современниках, служители культа в течение последующих веков нещадно уничтожали ее книги, и до нас не дошла ни одна, а сама Гипатия "сделалась" святой мученицей Церкви!...

Наступил мрак средневековья…

* В подготовке обзора использованы материалы сайтов gnosis.newmail.ru, biblicalstudies.ru, а также из альманаха "Прометей" (№ 8) и цитаты из II т. "Разоблаченной Изиды" Е. П. Блаватской.


P.S. Уважаемый читатель, ваши вопросы и предложения по поводу прочитанного Вы можете прислать на наш e-mail: alatasa@mail.ru - Мы обязательно рассмотрим их и постараемся Вам ответить.



Живая Вселенная - главная
Макрокосм - раздел, посвященный вопросам Космогонии, Астрономии и Астрологии Информация о сайте Микрокосм - раздел, посвященный Антропософии (науке о Человеке и его внутренних оккультных силах)
Дхарма - раздел, посвященный основам философии, теории религии и древних духовных Учений, содержащий также и практические советы по применению их в повседневной жизни Хроники - раздел, посвященный Истории нашей планеты и Человечества, населяющего ее
Теософия - статьи по философии и религии Жемчужины Мудрости - выдержки из Учения, проливающие свет на некоторые сложные понятия и практические моменты; данные в помощь душам стремящимся идти по пути Света











связаться с нами alatasa@mail.ru

2008