Живая Вселенная - главная
Макрокосм - раздел, посвященный вопросам Космогонии, Астрономии и Астрологии Информация о сайте Микрокосм - раздел, посвященный Антропософии (науке о Человеке и его внутренних оккультных силах)
Дхарма - раздел, посвященный основам философии, теории религии и древних духовных Учений, содержащий также и практические советы по применению их в повседневной жизни Хроники - раздел, посвященный Истории нашей планеты и Человечества, населяющего ее

История - статьи, посвященные истории нашей планеты, легенды и сказания Великие Жизни - биографии Великих Духов и видных деятелей науки  и культуры








В Е Л И К И Е   Ж И З Н И




Собиратель земель русских Иван III Васильевич "Великий"


Иван III, портрет из «Царского титулярника» (1672 год)

Среди русских правителей Иван III является одним из наиболее недооцененных в истории нашей страны. Он находится в тени своего прадеда Дмитрия Донского и внука Ивана Грозного. А ведь Иван Васильевич фактически освободил от ордынского ига и объединил разрозненные земли Руси, предопределив превращение Москвы в центр могущественного суверенного государства, и впервые в истории получил титул государя самодержца. Великий князь внедрил унифицированную правовую систему, сформировал современную, по меркам конца XV в. армию, провел ряд реформ системы землевладения. С его подачи на Руси произошел мощный культурный прорыв — на базе местных традиций в симбиозе с европейским и восточным влиянием возникла новая русская культура. Во время правления Ивана III Библия впервые была полностью переведена на русский язык, что явилось важным культурным достижением; началось производство обожжённого кирпича, позволившего перейти к массовому капитальному строительству (были построены символ нашего государства Московский Кремль с Кремлевской стеной, завершенной уже при Василии III и главный кафедральный собор — Успенский), а двуглавый орел в качестве герба впервые появился на государственной печати. Даже хор государевых певчих дьяков, прямым потомком которого является Петербургская Капелла, был основан в 1495 г. В 1498 г. был введен сентябрьский новогодний отсчет, отмененный впоследствии Петром Великим. При Иване III русские впервые перешли Уральские горы, были снаряжены первая русская геологическая экспедиция на реку Цильму за серебряной рудой и на Печору за медной, и они там эти руды нашли. Развилось литьё бронзовых пушек, которое для людей конца XV в. было сродни технологии атомного оружия.

Эпоха Ивана III - это эпоха, когда за 40 лет изменилось почти все. Величие и грандиозность его фигуры было осознано уже современниками. И хотя мы очень мало знаем о его личности, зато его дела и наследие говорят сами за себя. За свое длительное правление он успел сделать очень много, так что Иван Васильевич является одним из величайших деятелей нашей истории, который заложил собственно не просто основу централизованного государства, но которой создал практически все его основные элементы, за что он заслуженно может быть назван отцом-основателем Российского государства. Сам термин «Россия» (поначалу с одной «с») был введён в официальный оборот при первом государе всея Руси. Иван III не отличался склонностью к внешним эффектам и саморекламе, поэтому в народной памяти он оказался в значительной степени заслонён образом своего внука Ивана Грозного. Они оба носили идентичные имена и, кстати, обоих называли «Грозными». Поэтому в народной памяти образ двух Иванов слился в один собирательный образ такого Грозного царя. Иван Грозный произвел больше ярких эффектных действий, а местами просто подражал своему деду.

Иван III Васильевич (в историографии также Иван Великий) в документах титуловался царем и правителем всея Руси, а в ряде иноземных источников - кайзером и императором. До нашего времени дошло описание его внешности, сделанное венецианцем А. Контарини, в 1476 г. посетившего Москву и удостоившегося встречи с Великим князем: «высок, но худощав; вообще он очень красивый человек». Одно из прозвищ, данных современниками, — «Великий» — в настоящее время используется наиболее часто. Помимо этого, известны ещё два прозвища: «Грозный» (впоследствии оно перейдет к его внуку Ивану IV) и «Правосуд». Автор одной литовской хроники писал об Иване, что он был «муж сердца смелого и рицер валечный».

Побывавший в Москве при Василии III С. Герберштейн писал об Иване: «…Для женщин он был до такой степени грозен, что если какая из них случайно попадалась ему навстречу, то от взгляда его только что не лишалась жизни». Также отмечается, что часто Великий князь впадал в некий транс, непонятный для окружающих. Не ведая его природу, люди приписывали ему разные понятные им причины – сон, опьянение, паралич и т.д. Например, у того же Герберштейна упоминается, что во время обеда Ивана «… одолевал сон, причём все приглашённые были меж тем поражены страхом и молчали; по пробуждении он обыкновенно протирал глаза и тогда только начинал шутить и проявлять весёлость по отношению к гостям». Также известно, что Иван III решая различные вопросы любил советоваться. Дворянин Иван Берсень-Беклемишев писал, что Великий князь «против собя стречю (возражения) любил и тех жаловал, которые против его говаривали». Андрей Курбский тоже отмечал любовь монарха к боярским советам.

Будущий государь всея Руси родился в семье Великого московского князя Василия II и Великой княгини Марии Ярославны 22 января 1440 года. Его старший брат Юрий умер в раннем детстве, поэтому Иван уже в младенчестве стал основным претендентом на престол. По мнению историков, характер будущего правителя в значительной степени был определён теми испытаниями, которые он пережил в детстве, когда его отец вел отчаянную борьбу с Галич-Мерским княжеским домом и ордынцами. Он родился в день памяти апостола Тимофея, и получил своё «прямое имя» — Тимофей. Но так как ближайшим церковным праздником был день Перенесения мощей святого Иоанна Златоуста, в честь него княжич получил имя, под которым он стал более всего известен. К 1449 г. относится первое упоминание наследника престола Ивана в качестве «великого князя». В 12 лет его уже посылают номинальным главой войска в поход на устюжскую крепость Кокшенгу. Вернувшись из похода с победой, он в Соборе Спаса на бору обвенчался со своей невестой, Марией Борисовной.

Иван и его младшие братья дожили до совершеннолетия буквально чудом. Вскоре после того, как их отец Василий II стал великим князем, против него восстала коалиция во главе с его дядей — князем галицким и звенигородским Юрием Дмитриевичем. Борьба шла с переменным успехом. В общей сложности Юрию Дмитриевичу и его детям удалось как минимум четыре раза свергать Василия II, и каждый раз последний при помощи военной силы или дипломатии возвращал себе власть. В феврале 1446 г. Василий II был схвачен заговорщиками в Троице-Сергиевой лавре и доставлен Дмитрию Шемяке. Однако сторонники законного князя успели спасти шестилетнего Ивана и его пятилетнего брата, сопровождавших отца во время визита в лавру, в то время как остальная семья оставалась в Москве.

После захвата в плен великий князь был ослеплен, из-за чего впоследствии получил прозвище «Тёмный». При посредничестве и под личные гарантии безопасности со стороны епископа рязанского Ионы мятежники смогли добиться того, чтобы укрывавшие княжичей бояре согласились отпустить их к пленённому отцу — Дмитрий же хотел их утопить, но Иона не дал ему этого сделать. Под давлением бояр Шемяка предоставил ослепленному Василию удел в далекой Вологде и отпустил его туда вместе с сыновьями. В феврале 1447 г. Василию II все-таки удалось вернуть престол, на котором он и оставался вплоть до самой смерти 1462 года. В последние годы жизни отца княжич Иван был официальным соправителем Василия II. На монетах Московского государства чеканилась надпись «осподари всея Руси», и сам он, так же, как и отец носил титул «великий князь». Когда Василий умер, Иван без каких-либо проблем стал новым великим князем и исполнил волю отца, наделив братьев землями согласно завещанию.

Стояние на Угре. Миниатюра летописного свода (XVI век)

В течение всего княжения Ивана III главной целью внешней политики страны являлось объединение северо-восточной Руси в единое государство. Эта политика оказалась чрезвычайно удачной. В начале правления Ивана Васильевича Московское княжество было окружено землями других русских князей, а умирая, он передал своему сыну Василию страну, включавшую большую часть этих княжеств. В правление Ивана III Великого происходит окончательное оформление независимости Русского государства. Бывшая уже в достаточной степени номинальной зависимость от Орды прекращается. Успешным оказалось и восточное направление внешней политики: сочетая дипломатию и военную силу, Иван III старается воздействовать на Казанское ханство. Расширились международные связи с другими государствами, в первую очередь со Священной Римской империей, Данией и Венецией, были установлены отношения с Османской империей.

Лет пять после восшествия на московский престол Иван присматривался к окружающему миру, изучал его и намечал точки приложения своих сил. В эти годы он вел неприметную, но необходимую рутинную работу по укреплению войска, совершенствованию механизмов управления и т.д. Реформы, задуманные ещё его отцом, по установлению абсолютного контроля над Ярославским княжеством Иван III начал проводить в 1463 г., и к 1471 г. оно полностью утратило самостоятельность. Во второй половине 60-х годов XV в. Великий князь озаботился обеспечением безопасности восточной границы путем установления политического контроля над Казанским ханством. Война с Казанью (1467—1469 гг.) окончилась в целом успешно для москвичей. В результате Казань надолго прекратила набеги на земли Московского княжества. В 1471 г. Иван Васильевич совершил удачный поход на Новгород, заставив его выплатить контрибуцию и гарантировать отказ от сепаратных связей с Литвой. Но несколько лет спустя вокруг полномочий великого князя в Новгороде снова разгорелся спор. Часть горожан были настроены на войну, хотя, когда боевые действия стали реальной перспективой, новгородцы ощутили всю шаткость своего положения и вернулись к переговорам, по итогам которых в 1477—1478 гг. Новгород отказался от вечевого самоуправления и признал полную власть Ивана III. В тот же период свои земли передали в казну и стали служилой знатью ростовские князья.

После смерти первой жены Ивана III в 1469 г. римский папа Павел II выдвинул идею о женитьбе московского князя на византийской принцессе Софье Палеолог — племяннице последнего императора Византии Константина XI и дочери деспота Мореи (полуострова Пелопоннес) Фомы, который после падения Византийской империи жил в Риме при папском дворе. По замыслу руководства католической церкви, брак овдовевшего православного князя с воспитанной в Риме принцессой должен был склонить Москву к унии. Переговоры об условиях брака затянулись, и в итоге Иван и Софья обвенчались в Москве только в 1472 г. Но вопреки ожиданиям Рима, жена не стала склонять князя к унии, а напротив, поддержала его в борьбе за независимость Москвы от любого внешнего влияния.

Софья Палеолог. Реконструкция С. А. Никитина, 1994 г.

В 1470-е годы у Москвы появились новые точки внешнеполитического напряжения - Иван III перестал выплачивать дань Большой Орде и заявил о претензиях на заселённые славянами земли Рюриковичей, находившиеся в то время под властью Великого княжества Литовского. В результате чего над Москвой нависла серьёзная угроза. Власти Орды договорились о союзе с великим литовским князем Казимиром, и через территорию Литвы к границам Московского княжества двинулись войска.

Ордынское войско остановилось на пограничной реке Угре. Великий князь попытался договориться с ханом Ахматом, однако тот стал выдвигать унизительные требования, и Иван III решил принять бой. Когда Угра замерзла, он отвел войска с берега на более удобные для обороны позиции. Однако дальше нескольких стычек дело так и не пошло. Ханское войско оказалось не готово к зимней войне, а литовцы так и не прислали помощь. Поэтому ордынцы двинулись назад, разграбив попутно литовские земли. Иван III малой кровью одержал победу и навсегда избавил Русское государство от необходимости платить дань. Таким образом, результатом «Стояния на Угре» стало не только высвобождение от ордынской зависимости, но и достаточно серьезное ослабление позиций Литовского княжества.

Сегодня ряд историков считают, что если и выбирать дату празднования дня независимости России, то именно из тех ноябрьских дней 1480 года, когда войско Большой Орды отступило от Угры, и Большая Орда после этого развалилась, а авторитет хана Ахмата полностью рухнул из-за неудачи этого похода. Но их оппоненты считают, что День независимости — это праздник колониальных и зависимых народов, и что в принципе Россия как исторически сложившееся суверенное государство в таких праздниках вовсе не нуждается.

Присоединение Новгорода сдвинуло границы Русского государства на северо-запад, в результате чего непосредственным соседом на этом направлении стала Ливония, что в конечном итоге вылилось в открытое столкновение — русско-ливонскую войну 1480—1481 гг. После ряда побед русской армии стороны подписали перемирие сроком на 10 лет. Тем не менее, правительство Ивана III предприняло ряд мер по усилению оборонительных сооружений северо-запада страны. Наиболее значительным событием этого плана являлась постройка в 1492 г. каменной крепости Ивангород на реке Нарве, напротив ливонской Нарвы. Город задумывался как порт, но эту роль сыграть ему не удалось, потому что ганзейцы этого не позволили. Тихо и мирно построить торговый порт на побережье Финского залива от Нарвы до современного Зеленогорска, которое принадлежало России, было невозможно, потому что никто бы не дал ему развиваться. Последующий исторический опыт показал, что, только захватив какие-то старые торговые центры на берегах Балтийского моря, можно было переключить торговлю на себя.

Ещё одним соперником Русского государства на северо-западном направлении являлась Швеция. По Ореховецкому договору 1323 г. новгородцы уступили шведам ряд территорий, и теперь, по мнению Ивана III, наступил момент их вернуть. Открытый конфликт вспыхнул в 1495 г., когда русская армия начала осаду Выборга. Тем не менее, эта осада оказалась безуспешной, и великокняжеские войска были вынуждены вернуться домой. Затем уже шведы высадилось под Ивангородом взяли его и сожгли. Через некоторое время, когда войска покинули Ивангород, он был в короткий срок восстановлен и даже расширен, а в марте 1497 г. было заключено перемирие, окончившее русско-шведскую войну.

Осваивая Северное Поморье, Московское княжество получило возможность начать продвижение за Уральские горы на реку Обь, в нижнем течении которой находилась известная ещё новгородцам Югра. В 1465 г. по приказу Ивана III поход на Югру совершили жители Устюга под руководством воеводы Тимофея (Василия) Скрябы. Поход был достаточно удачен: подчинив ряд мелких югорских князей, войско вернулось с победой. В 1467 г. не очень удачный поход против независимых вогуличей (манси) совершили вятчане и коми-пермяки. После двух военных походов московского войска против Вятки власть формально перешла к Москве, но с сохранением местного самоуправления. В 1472 г., использовав как предлог нанесение московским купцам оскорблений, Иван III послал в недавно крещеную Великую Пермь с войском князя Фёдора Пёстрого, подчинившего край Московскому княжеству. Номинальным правителем края остался князь Михаил Пермский, реальными же правителями страны как в духовном, так и в гражданском отношении, были пермские епископы. В 1505 г. номинальная власть пермского князя была ликвидирована, и Пермская земля окончательно вошла в состав Русского государства.

В 1481 г. Перми Великой пришлось обороняться от вогуличей, которых возглавлял князь Асыка. При помощи устюжан Перми удалось отбиться, и уже в 1483 г. на непокорных вогуличей был совершен поход. Экспедиция была организована с размахом: под командованием великокняжеских воевод князя Фёдора Курбского Чёрного и Ивана Салтыка-Травина были собраны силы со всех северных уездов страны. Поход оказался удачным - власти Московского государства подчинились князья обширного района, населенного преимущественно татарами, вогуличами (манси) и остяками (хантами). В результате этих экспедиций, была наложена дань пушниной на все подчиненные территории, включая различные местные племена бассейна Печоры и верхней Вычегды.

Существенные перемены произошли в правление Ивана III в отношениях Московского государства с Великим княжеством Литовским. Первоначально дружеские (великий князь литовский Казимир даже был назначен, по завещанию Василия II, опекуном детей Великого московского князя), они постепенно ухудшились. Стремление Москвы подчинить все русские земли постоянно наталкивалось на противодействие Литвы, имевшей такие же цели. Укрепление международного положения Великого княжества Московского в 1480-х годах привело к тому, что князья спорных Верховских княжеств начали массово переходить на службу к московскому князю. Попытка Великого княжества Литовского воспрепятствовать этому окончилась неудачей, и в результате русско-литовской войны (1487—1494 гг.) большинство Верховских княжеств оказались в составе Русского государства. Всего при Иване III, если не считать пограничных стычек, произошло три войны Москвы с Литвой: две объявленные и одна необъявленная. Для Москвы все три были успешны. Литва потеряла примерно треть подконтрольных ей территорий.

Судебник, разворот (список начала XVI века)

Объединение прежде раздробленных русских земель в единое государство настоятельно требовало помимо политического единства создать также единство правовой системы, поэтому в действие был введен Судебник — единый законодательный кодекс. В качестве известных нам источников норм права, отраженных в Судебнике, обычно называют следующие памятники древнерусского законодательства: Русская Правда, Уставные грамоты (Двинская и Белозерская), Псковская судная грамота и ряд указов и распоряжений московских князей. Вместе с тем часть текста Судебника составляли нормы, не имевшие аналогов в предшествующем законодательстве. Круг вопросов, отраженных в этом первом за долгое время обобщающем законодательном акте, был весьма широк: это и установление единых для всей страны норм судопроизводства, и нормы уголовного права, и установления гражданского права. Одной из наиболее важных статей Судебника стала статья 57 — «О христьянском отказе», вводившая единый для всего Русского государства срок перехода крестьян от одного землевладельца к другому — за неделю до и неделей после Юрьева дня (26 ноября). В ряде статей затрагивались вопросы землевладения. Значительную часть текста памятника занимали статьи о юридическом статусе холопов.

Создание общерусского Судебника стало важным событием в истории законодательства России. Подобного единого кодекса не существовало даже в некоторых государствах Европы (в частности, Англии и Франции). Его издание явилось важной мерой укрепления политического единства страны путем унификации законодательства. Судебник 1497 г. - это еще одно очень крупное достижение Ивана III, он регламентирует процедуру суда, в которой должны участвовать так называемые целовальники - то есть местные жители, выбранные местным населением, которые поцеловали крест (дали клятву) в том, что они будут судить честно. Суд считался легитимным при наличии трёх элементов: целовальников, дьяка и наместника.

Политическое объединение страны сопровождалось и ее культурным развитием. Немаловажным фактом, свидетельствующим об интенсивности культурной жизни, является появление новых идей. Именно в это время возникли концепции, составившие в будущем весомую часть государственной идеологии России.

В 1492 г. в труде митрополита Зосимы «Изложение Пасхалии» была впервые упомянута концепция «Москва — третий Рим». По мнению автора этого сочинения, Бог поставил Ивана III, как и «новаго царя Константина новому граду Констянтину, — Москве и всей Русской земли и иным многим землям государя». Чуть позже подобное сравнение обретет стройность в, окончательно сформулированном монахом псковского Елизарова монастыря Филофеем, виде уже при Василии III. Ошибочно эту идею трактуют как претензии Москвы на построение супердержавы и великой империи подобной двум римским. Считается, что это история про то, что было два великих Рима, Россия - это третий «великий Рим», и ничего лучше и сильнее уже не будет – «четвёртому не бывать». Однако эта концепция никогда не была официальной. Это плод раздумий интеллигентов на эсхатологические темы, и ее смысл совершенно не тот, который вкладываются сейчас. Правильная интерпретация в том, что два Рима были, и они пали за грехи. И на данный момент (XV в.) единственным оплотом веры, т.е. «третьим Римом» остается православная Русь, так как все остальные христиане окатоличились или примкнули к унии. И на Иване III лежит большая ответственность по охране Веры, ибо если и Русь как «третий Рим» тоже падет за грехи, то дальше уже будет Страшный суд. На самом деле это понимание хорошо вписывается в философскую концепцию смены мировых держав, которая сидела в голове у средневековых европейцев. Это история о том, что Страшный суд близок, а не о том, что Москва - это величайшая держава на Земле.

Ещё одной идеей, идеологически обосновывавшей великокняжескую власть, была легенда о регалиях Мономаха и о происхождении русских князей от римского императора Августа. Отраженная в «Послании о Мономаховом венце» Спиридона-Сатаны и в несколько более позднем «Сказании о князьях владимирских». При Василии III и Иване IV Грозном она станет важным элементом государственной идеологии. Любопытно, что, как отмечают исследователи, первоначальный текст легенды выдвигал в качестве потомков Августа не московских, а тверских великих князей. При этом подобные идеи в период правления Ивана III не получили сколько-нибудь широкого распространения. Так, например, показательно то, что новопостроенный Успенский собор сравнивался не с цареградской Святой Софией, а с владимирским Успенским собором. Идея о происхождении московских князей от Августа вплоть до середины XVI в. отражается лишь во внелетописных источниках. В целом, хотя эпоха Ивана III — это период зарождения значительной части государственной идеологии XVI в., говорить о какой-либо государственной поддержке этих идей все-таки нельзя.

Время правления Ивана III было также временем появления ряда оригинальных литературных произведений. Так, в частности, в 1470-х годах тверской купец Афанасий Никитин написал свое «Хожение за три моря». Он стал одним из первых среди европейцев (после Никколо Конти), который достиг Индии (за 30 лет до португальского мореплавателя Васко да Гамы). Интересным памятником эпохи является и составленное Фёдором Курицыным «Сказание о Дракуле», написанное на основе легенд, услышанных им в ходе пребывания в Валахии, которое повествует о прославившемся своей жестокостью валашском господаре Владе Цепеше. Переживает свой расцвет и летописание - при великокняжеском дворе интенсивно составляются и перерабатываются летописные своды. В 1492 г. в Любеке был нанят мастер книгопечатник, которого хотели привести на Русь, но Ганза этого сделать не позволила, и книгопечатание возникло лишь спустя десятилетия.

Перемены в положении великого московского князя, превратившегося из правителя одного из русских княжеств в повелителя обширной державы, не могли не привести к переменам в титулатуре. Во времена Ивана III ее формы могли меняться от случая к случаю. «Божиею милостью великий осподарь Русские земли велики князь Иван Васильевич», «царь всеа Русии, Володимерськи и Московски и Новгородски и Псковски и Югорски и Вятски и Пермськи и иных», «Иван Божией милостию государь всеа Руси и великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Пръмскы, и Болъгарский и иных» и т.д. Особым нововведением стало появление титула «самодержец», являвшегося калькой византийского титула «автократор» (греч. αυτοκράτορ). К эпохе Ивана Великого относятся и первые случаи использования князем титула «царь» (или «кесарь»). Широко царский титул начинает использоваться в литературных произведениях. Этот факт чрезвычайно показателен: со времён начала монголо-татарского правления на Руси «царем» именовался именно хан Орды, а к русским князьям, не имеющим государственной самостоятельности, такой титул не применялся. Превращение страны из данника Орды в мощную независимую державу не прошло незамеченным и за границей, и в 1489 г. посол императора Священной Римской империи Николай Поппель от имени своего сюзерена предложил Ивану III королевский титул. Великий князь же отказался, указав, что «мы Божиею милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы… а поставления как прежде ни от кого не хотели, так и теперь не хотим».

Прорисовка великокняжеской печати, датируемой 1497 годом

Появление двуглавого орла в качестве государственного символа Русского государства в конце XV в. тоже символизировало принятие царского титула. Традиционный взгляд на появление в качестве государственного символа этого изображения заключается в том, что орёл был заимствован из Византии, а принесла его с собой якобы племянница последнего византийского императора и жена Ивана III Софья Палеолог. Это мнение восходит к идеологу русского императорского двора Карамзину. Как отмечается в современных исследованиях, у этой версии есть недостатки: в частности, Софья происходила из Морейского деспотата — автономного государства в составе Византийской империи, и орел появился в государственной практике едва ли не через два десятилетия после брака Великого князя с византийской царевной. Наконец, неизвестно ни о каких претензиях Ивана III на византийский престол. Византия вообще не имела герба, потому что византийские императоры считали себя единственными христианскими императорами, т.е. единственно правильными императорами всей ойкумены (известной Вселенной), поэтому им герб как таковой был не нужен. Ещё одной теорией происхождения орла можно считать мнение о заимствовании орла из германской Священной Римской империи, использовавшей этот символ с 1442 г. В этом случае эмблема символизирует равенство рангов императора Священной Римской империи и Великого князя московского. Отмечают также, что одним из символов, изображавшимся на монетах Новгородской республики, являлся одноглавый орёл. В этой версии появление двуглавого орла на печати великого князя выглядит развитием местных традиций.

В середине XV в. европейская география заканчивалась Великим княжеством литовским, и как раз здесь уместно упомянуть ситуацию вокруг названия нашего государства. Мы привыкли, что в те времена оно называлось Русь, но в Европе русское государство называли Московия, а название русские было закреплено за Литовским великим княжеством. В принципе, Русью называли территорию современной западной Украины, части Белорусии и Польши. Этноним русины для населения Прикарпатья вполне органичен, потому что этот регион там называли Русью, а то что восточнее нужно было тоже как-то называть, поэтому – Московия. Но самоназванием это никогда не являлось. У нас же всегда говорили «русская земля», «Русь», «Росия» применительно к Владимиро-Суздальской Руси. Иван III вступает в борьбу за это название. Он систематически начинает использовать титул «Государь всея Руси», указывая на то, что он является законным государем всех земель, которые некогда входили в состав Киевской Руси, и тем самым вступает в конкуренцию с великим князем литовским, который претендовал ровно на то же самое.

До середины XV в. управление русским государством было скорее устным, и князь помнил какие-то вещи, необходимые ему, и его приближенные тоже помнили. Распоряжения отдавались на словах, а международные договоры и завещания князей записывались. При Иване Васильевиче значительно повышается уровень бюрократизации, и все постепенно кладется на бумагу. В XIV в. возникает термин «дьячок», который первоначально выполнял функции писца и оформлял различные документы прежде всего международного характера.

При Иване III возникает казна и дворец как два государственных органа, и возникают начатки ведомственной специализации. Появились «введенные бояре», которые отвечали за определенную отрасль государственного управления. При каждом таком боярине имелся один или несколько дьячков, а при них несколько подьячих. Таким образом мы имеем дело с зародышем ведомства будущего приказа, коллеги или министерства. Вводились определенные правила работы «чиновников». Крупные вассалы, бояре и служилые князья должны были служить государю «ради чести», они не получали от него денежного жалования, а тратили деньги, полученные в виде оброка со своих крестьян, которые жили на их землях. Например, наместник или властелин, объезжая свою провинцию не имел права задерживаться в населённых пунктах, чтобы не отяготить местное население. Предполагалось, что его и его свиту, их лошадей будет кормить местное население посещаемой территории, поэтому появилась норма, что там, где наместник обедал, ему не ночевать, а там, где ночевал, ему не обедать. Он должен был переместиться за сутки как минимум на два селения. Подразумевалось, что он не будет регулярно посещать одно и то же место, а равномерно разложит эту тягу на все население.

Эти люди были привязаны к Великому князю гораздо крепче, чем прежде. Уже отказаться от службы или поднять мятеж было гораздо сложнее. При Иване III меняется само представление о верной службе. Если до этого преобладало чисто феодальное представление о договоре вассала и синьора, когда вассал мог спокойно покинуть своего сюзерена и перейти на службу к другому, то теперь служба стала пониматься как прирожденное состояние – т.е. если ты родился подданным русского царя или Московского великого князя, то ты обязан ему служить, и любая попытка перейти на иностранную службу расценивается как государственная измена и вызывает санкции. Таким образом Иван Васильевич заложил также на Руси и основы патриотизма.

Иван Великий создал современную армию обновленного типа и выстроил новую систему отношений внутри господствующего класса. Ранее основы войска составляли боярские дружины, но к концу правления Ивана III основной военной силой Русского государства становятся мелкие помещики. Русское государство вынуждено было строить свои силы по принципу легко вооруженных формирований кочевников Азии. Кроме того, это конное войско дополнялось артиллерией, которая при московском государе уже была достаточно солидной. Во время стояния на Угре в полевом сражении артиллерия упоминается впервые. Затем возникает пешее стрелецкое войско, которое вырастает из городского ополчения.

Происходят изменения и в сознании самого правителя - он начинает воспринимать государство не как свою собственность, а как объект заботы, который он должен развивать и охранять, а себя он видит как слугу этого государства. Иван III категорически не собирался быть рыцарем на поле брани. Он практически не появлялся вблизи театра военных действий и предпочитал управлять всем из ставки в глубоком тылу. Современникам это было очень непривычно, и ряд церковных источников обвиняет его в трусости. Но это была не трусость, а трезвый государственный подход, потому что у Ивана III был пример его отца, который попал в плен в битве под Суздалем, и это вызвало цепочку крайне негативных для государства событий, включая ослепление Василия II и потерю власти на время. Иван таких исходов не хотел.

Московский Кремль при Иване Великом

В конце XV в. наступает новый этап христианизации, когда общество довольно глубоко погружается в проблемы религии и уже не воспринимает себя иначе как православное, поэтому церковные вопросы начинают ближе восприниматься, и возникает характерная для средневекового сознания концепция, что правильная церковь означает правильное устройство общества. Основными событиями, характеризующими церковные дела во времена правления Ивана Васильевича, можно назвать, во-первых, появление двух церковно-политических течений, по-разному относившихся к существовавшей на тот момент практике церковной жизни (спор о нестяжательстве), и, во-вторых, появление, развитие и разгром так называемой «ереси жидовствующих».

В русской церкви зародились и получили распространение два течения, по-разному относившиеся к вопросу о церковной собственности. Последователи Нила Сорского, так называемые «нестяжатели», выступали за добровольный отказ церкви от богатств и переход к более бедной и аскетичной жизни. Их оппоненты, получившие наименование «иосифлян» («осифлян», по имени Иосифа Волоцкого), напротив, отстаивали право церкви на богатство (в частности, на земли). Вместе с тем, иосифляне выступали за соблюдение монастырских уставов, бедность и трудолюбие каждого монаха в отдельности. В определённой мере это оживление церковной мысли было связано с наступлением 7000 года «от сотворения мира» (1492 год от Рождества Христова) и широким распространением ожидания конца света. Известно, что подобные настроения вызывали насмешки сторонников ереси, что привело, в свою очередь, к появлению разъяснительных сочинений деятелей церкви. Так, митрополитом Зосимой было написано «Изложение пасхалии» с расчётами церковных праздников на 20 лет вперёд.

В августе-начале сентября 1503 г. был созван церковный собор, в ходе которого были приняты важные решения, значительно менявшие повседневную церковную практику. Например, были полностью отменены пошлины за поставление на церковные должности. Это решение нашло поддержку среди нестяжателей. Кроме того, подобная практика неоднократно подвергалась критике со стороны еретиков. Тем не менее, был принят также ряд мер, предложенных и активно поддерживавшихся иосифлянами. После подписания соборного приговора (Иван III скрепил его собственной печатью, что подчёркивало важность нововведений). На этом соборе Нилом Сорским на обсуждение был поставлен вопрос о том, достойно ли монастырям владеть вотчинами. В ходе разгоревшейся дискуссии нестяжателям и иосифлянам не удалось прийти к единому мнению, и в конечном итоге, попытка нестяжателей убедить иерархов церкви в своей правоте провалилась, несмотря на явную симпатию Великого князя к идее секуляризации земель.

Взаимоотношения Ивана III с церковью были чрезвычайно важной частью его внутренней политики. К вопросам веры он относился довольно серьёзно. Иван рассматривал церковь исключительно как подчиненную ему силу, т.е. никакой самостоятельности, и тем более никакого сопротивления со стороны церковного руководства он терпеть был не намерен, хотя и воспринимал себя как защитника и покровителя церкви. Ну и, конечно, как человека, имеющего право сказать последнее слово в любом церковном споре.

В 1484 г. Иван III назначил новгородским епископом своего давнего сторонника архимандрита Чудова монастыря Геннадия (Гонзова). По мнению новоназначенного епископа в Новгороде появилась и широко распространилась ересь (получившая в исторической литературе название «ересь жидовствующих»). Геннадий начал активную борьбу против неё, используя даже опыт католической инквизиции. Однако некоторые из предполагаемых еретиков пользовались покровительством самого Великого князя. Поэтому попытки Геннадия на основании показаний арестованных еретиков в Новгороде добиться также и ареста московских не дали результата. Иван III не склонен был придавать делу о ереси большого значения. Тем не менее, Геннадию удалось привлечь на свою сторону ряд церковных иерархов, помимо прочих его активно поддержал игумен Иосиф Волоцкий. Был созван церковный собор, на котором ересь была осуждена. Ряд видных еретиков были арестованы (их содержали в очень суровых условиях, ставших для многих смертельными), некоторые были выданы Геннадию и показательно провезены по Новгороду. Одна из новгородских летописей упоминает и более жестокие расправы: сожжения «на Духовском поле».

Летом 1503 г. Иван III серьёзно заболел. Незадолго до этого умерла его жена Софья Палеолог. Оставив дела, Великий князь отправился в поездку по монастырям, начав с Троице-Сергиевого. Однако его состояние продолжало ухудшаться: он ослеп на один глаз, наступил частичный паралич одной руки и одной ноги. Несмотря на болезнь, он все же продолжал руководить страной ещё полтора года и 27 октября 1505 г. в час ночи государь Иван III Великий скончался. Как отмечала летопись, «государь всея Руси быв на государьстве великом княженьи… лет 43 и 7 месяць, а всех лет живота его 65 и 9 месяц». После смерти Ивана III была проведена традиционная амнистия. Похоронен великий князь был в Архангельском соборе Московского Кремля.

Главным итогом правления Ивана III стало объединение вокруг Москвы большой части русских земель. Умирая, он передал своему преемнику в несколько раз бо́льшие земли, чем принял сам. По замечанию А.Е. Преснякова, смыслом этих процессов было не собирание земель, а «собирание власти» в руках великого князя. Кроме того, именно при Великом князе Иване Васильевиче Русское государство стало полностью независимым.

Фигура Ивана Великого на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. У его ног (слева направо) поверженные татарин, балтийский немец и литовец


P.S. Уважаемый читатель, ваши вопросы и предложения по поводу прочитанного Вы можете прислать на наш e-mail: alatasa@mail.ru - Мы обязательно рассмотрим их и постараемся Вам ответить.



Живая Вселенная - главная
Макрокосм - раздел, посвященный вопросам Космогонии, Астрономии и Астрологии Информация о сайте Микрокосм - раздел, посвященный Антропософии (науке о Человеке и его внутренних оккультных силах)
Дхарма - раздел, посвященный основам философии, теории религии и древних духовных Учений, содержащий также и практические советы по применению их в повседневной жизни Хроники - раздел, посвященный Истории нашей планеты и Человечества, населяющего ее
История - статьи, посвященные истории нашей планеты, легенды и сказания Великие Жизни - биографии Великих Духов и видных деятелей науки  и культуры











связаться с нами alatasa@mail.ru

2008