Т Е О С О Ф И Я
Тетрактис (Тетрада) (греч.). или священная "Четверица", которой клялись Пифагорейцы имеет очень глубокое философское значение. Это было их самой обязывающей клятвой. Через века коллизий и трансформаций эта формула дошла до нас в форме выражения «Вот, те Крест!»
«Четверица» являлась основой всего существующего и подразумевала четыре ступени мудрости (арифметика, музыка, геометрия, астрономия), четыре стихии, четыре страны света и т.д. Гиерокл пишет: "В целом четверица охватывает все существующее: число элементов, времен года, возрастов, сословий, и невозможно сказать, существует ли что-либо, не зависящее от четверицы как от корня и начала. Четверица есть, как мы сказали, творец и причина всего, умопостигаемый бог, причина небесного и чувственно воспринимаемого бога. Как четверица может быть богом? Это ты достоверно узнаешь из приписываемой Пифагору "Священной речи", где бог воспевается как число чисел" [Пифагорейские Золотые стихи]. По-видимому, о Четверице можно говорить как о математическом выражении законов высшей гармонии, управляющих Вселенной. Поэтому Гиерокл говорит, что главное в пифагорейском учении – познание Четверицы.
Согласно учению Пифагора, который, как известно, получил свои знания во время странствий по странам Востока – Египет, Индия и т.д., Тетрада это, прежде всего космическое Единство, или "Одно" под четырьмя различными аспектами, выраженное формулой: 1+2+3+4=10.
Монада (1) - это бесконечный принцип "Бог";
Дуада (2) - материя;
Триада (3) - феноменальный мир, созданный Единым из Материи;
Тетрада (4) - сумма всего, включающая в себя весь Космос.
Вместе они дают сокровенную Декаду (10), т.е. абсолютное Всё, где 0 – это Плерома (полнота, которую ошибочно понимают как вакуум или пустоту).
Математическое выражение Четверицы: 1+2+3+4=10 описывает некий законченный цикл, и тот, кто хочет считать дальше, снова возвращается к исходным числам (11=1+1=2; 12=1+2=3 и т.д.) Так с десятичным интервалом можно идти до бесконечности.
Пифагор (580-500 г до н.э.) утверждал, что познать мир – это значит познать управляющие им Числа. Он считал их самостоятельными Принципами, лежащими в основе мироздания. Каждому числу соответствует своя философская категория и своя геометрическая фигура: точка, линия, треугольник (поверхность) и пирамида (тело).
Греки считали, что геометрия внутренне присуща Природе, а не нашим представлениям о ней. Математика и геометрия рассматривались ими в качестве божественного откровения; они считали, что небеса имеют правильную геометрическую форму, и небесные тела движутся по окружностям. На воротах Академии Платона в Афинах было выбито: "Не геометр - да не войдет!"
«…Заниматься им [искусством счета] они должны будут не как попало, а до тех пор, пока не придут с помощью самого мышления к созерцанию природы чисел — не ради купли-продажи, о чем заботятся купцы и торговцы… оно усиленно влечет душу ввысь и заставляет рассуждать о числах самих по себе, ни в коем случае не допуская, чтобы кто-нибудь подменял их имеющими число видимыми и осязаемыми телами…
Они выражаются как-то очень забавно и принужденно. Словно они заняты практическим делом и имеют в виду интересы этого дела, они употребляют выражения "построим" четырехугольник, "проведем" линию, "произведем наложение" и так далее: все это так и сыплется из их уст. А между тем все это наука, которой занимаются ради познания вечного бытия, а не того, что возникает и гибнет… она влечет душу к истине и воздействует на философскую мысль, устремляя ее ввысь, между тем как теперь она у нас низменна вопреки должному» [Государство, Платон].
Отсюда возник и известный афоризм Платона: "Бог - это геометр".
Пифагор первым назвал мир Космосом и ввел понятие Гармонии (музыки) Сфер. Как собственно пифагорово до нас дошло лишь одно положение: “Все вещи подражают числу”. Сам он ничего не писал, не излагал письменно свое учение. Занятия в его школе носили как открытый, так и закрытый характер – были экзотерические и эзотерические. Поэтому сведения о его учении есть лишь в пересказе его учеников и последователей.
Вот его основные положения.
Началом всего являются вечные числа. Без них ничего бы не было и не было бы порядка (Космос по-гр.) и гармонии (согласованности различного). Число есть сущность всех вещей и гармония чисел есть причина мирового порядка. Следовательно, кто хочет познать все вещи, должен понять природу чисел и их гармонию.
Очень важно, что определения Чисел не следуют друг за другом, а вытекают, как необходимость последующие из предыдущих. Дуада – это не одна Монада плюс еще одна Монада, но две противоположности - Монада и не-Монада (распавшееся Единство) и т.д.
Пифагорейцы продолжили вслед за индусами изучение математики как науки, а не просто счета, которая была отраслью Философии. Они учили, что духовные отношения так же подчиняются природе Числа: мысль, идея – Монада; познание, мудрость – Дуада; мнение, рассудок пифагорейцы считали числом плоскости Триадой; ощущение, чувства – числом тела Тетрадой.
Тетраксис Пифагора состоит из десяти Точек, вписанных на подобие пирамиды (от одной до четырех) внутри его трех сторон, и символизирует Вселенную в Декаде. Верхняя точка есть Монада и изображает Точку-Единицу, являющую Единство, откуда все происходит. Все единосущно с нею. Тогда как десять точек, внутри равнобедренного Треугольника, изображают феноменальный мир.
Пифагор определял точку, как монаду, имеющую положение, и как начало всех вещей. Предполагалось, что линия соответствовала двоичности, ибо она была произведена первым движением от неделимой природы и образовала соединение двух точек. Поверхность сравнивалась с числом 3, потому что она первая из всех причин, находимых в фигурах. Но когда треугольник, первый из всех прямолинейных фигур, включается в четыреугольник и получает свою форму, согласно этому числу; он рассматривался пифагорейцами, как создатель всех подлунных вещей. Четыре точки у основания Треугольника Пифагора соответствуют телу или кубу, который содержит в себе принципы длины, широты и толщины, ибо ни одно тело не может иметь менее, нежели четыре предельные, ограничивающие его точки.
Простая математика следует от общего к частному, от математической неделимой точки к твердым телам. Учение это зародилось в Индии (cм. статью), а в Европе было преподано Пифагором.
Известно так же, что пифагорейцы посредством чисел экспериментировали с музыкой. Если уменьшить длину струны или флейты вдвое, тон повысится на одну октаву. Совершенно так же, если уменьшить в отношении 3/2 и 4/3, то этому будут соответствовать интервалы квинта и кварта. Эти важнейшие гармонические интервалы могут быть получены при помощи отношений чисел 1, 2, 3 и 4.
Пифагор открыл законы гармонии и гармонические отношения между звуками. Умирая, он настоятельно советовал своим последователям изучать монохорды. Согласно Гауденцию, история этого музыкального инструмента такова. Пифагор разделил линейку на 12 частей и натянул на нее струну. Укорачивая струну длиной в 12 делений до 6, 8 и 9, т. е. в отношениях 2:1, 3:2 и 4:3, он получал тоны, которые были выше на одну октаву, квинту или кварту.
Древнее изречение гласит: "Что есть оракул дельфийский? - Тетрада! Ибо она есть музыкальная гамма сирен".
С понятием гармонии пифагорейцы связывали музыкальную гармонию и гармонию восьми небесных сфер. Интервалы между небесными телами составляли наиболее гармоничные музыкальные интервалы (октаву, квинту и кварту).
Что касается сирен, то в "Государстве" Платона описывается веретено Ананки, придающее всему миру вращательное движение и состоящее из восьми небесных сфер, на каждой из которых сидит сирена и поет определенную ноту.
«Эти небесные плоды [Сефироты], десять числом 10 или круг с диаметром, рожденные от двух невидимых семян, мужского и женского, образуют 12 или Додекаэдр Вселенной. Мистическая система содержит, центральную точку; 3 или треугольник; 5 или пятиконечную звезду; и 7 или треугольник, вписанный в квадрат; или же опять шестиконечную звезду с точкой в центре; треугольник в квадрате и точка синтеза в двух переплетенных треугольниках. Так обстоит в Мире Прообразов. Феноменальный Мир достигает своей кульминации и отображения всего сущего в ЧЕЛОВЕКЕ. Потому он в своем метафизическом аспекте есть мистический квадрат – Тетрактис; и становится Кубом на плане созидания. Символ его развернутый куб, и 6 становится 7 или фигурой из 3-х горизонтальных (женское начало) и 4-х вертикальных квадратов, пересеченных крестообразно; и это есть человек, кульминация Божества на Земле, чье тело есть крест из плоти, в котором, через который и на котором он постоянно распинает и предает смерти божественный Логос или же свое ВЫСШЕЕ Я» [Тайная Доктрина, Е.П. Блаватская].
- Жизнь Пифагора, Ямблих
P.S. Уважаемый читатель, ваши вопросы и предложения по поводу прочитанного Вы можете прислать на наш e-mail: alatasa@mail.ru - Мы обязательно рассмотрим их и постараемся Вам ответить.
связаться с нами alatasa@mail.ru
2008